Разоблачение призрака

Арчи Браун

7 мая в Великобритании вышла в свет книга известного политолога и историка, профессора Оксфордского университета Арчи Брауна "Взлет и падение коммунизма" ("The Rise and Fall of Communism").

В насчитывающей более семисот страниц монографиии автор исследует идеи и историю коммунистического движения от его зарождения в XIX веке и до наших дней. Отдельные главы посвящены анализу марксистской доктрины и истории коммунистических режимов в СССР и других странах. Многие страницы книги способны удивить российского читателя. Так, вопреки получившему широкое распространение в России представлению о том, что крах СССР якобы был подготовлен из-за рубежа, Арчи Браун аргументировано доказывает, что "большинство западных стран не приветствовало распад Советского Союза, опасаясь, что это может вызвать гражданскую войну и возможную утрату контроля за ядерным оружием". Другой миф, который разоблачает автор книги, - создание в СССР бесклассового общества социального равенства. По его мнению, советское общество, которое он называет «царством номенклатуры», было невиданным в западных демократиях "иерархически структурированным социумом". Победу коммунизма вопреки марксистской теории в неразвитых странах третьего мира и России и возникновение глобальной коммунистической системы, Арчи Браун трактует как прикрытые фиговым листком марксизма тоталитарные и криминальные образования.

Накануне публикации книги профессор Браун дал интервью РС, в котором размышляет о судьбе мирового коммунизма и причинах его взлета и падения.

- Что стало причиной появления и распространения коммунистических идей в мире?

- Коммунистическая утопия несла в себе идею построения более справедливого общества, чем то, которое существовало в европейских странах. Эту романтическую по своей сути теорию вполне можно рассматривать в рамках традиционных религиозных исканий европейского сознания. Маркс придал этой утопии наукообразное обличье, что сделало ее привлекательной в позитивистскую эпоху. В Советском Союзе в ходу был даже термин "научный коммунизм". Его привлекательности способствовала и незрелость раннего капитализма, отсутствие в нем развитых механизмов социальной защиты. В целом коммунизм вселял надежду на лучшее будущее и для многих выполнял квазирелигиозные функции.

- Карл Маркс утверждал, что капитализм несет в себе семена саморазрушения. Прав ли он?

- Капитализм даже в эпоху Маркса не был стагнирующей, загнивающей системой и был способен к саморазвитию. Маркс считал капитализм экономически неэффективной формацией и утверждал, что он с неизбежностью движется в сторону социализма, который сменит его. Однако его пророчество не осуществилось. Семена саморазрушения, которые ему привиделись, оказались семенами самосовершенствования. Современный капитализм оказался полной противоположностью того социального проекта, который рисовал Маркс. Эти семена самосовершенствования продолжают существать и в современном капитализме.

"Взлет и падение коммунизма" Арчи Брауна
- Насколько ленинизм, на ваш взгляд, отличается от марксизма его основоположников? Советские идеологи утверждали, что Ленин творчески его развил. Не стало ли это "развитие" искажением классического марксизма?


- Ленин считал себя марксистом и во многих отношениях был им. Тем не менее многие выдвинутые им идеи отличаются от идей Маркса. В частности, это касается роли партии в пролетарском движении и введения им понятия "демократического централизма", что, как мы знаем, не имело никакого отношения к демократии и явилось формой диктатуры партийной верхушки. Ленинизм по сравнению с классическим марксизмом выглядит намного авторитарнее. Парадоксально, что в Советском Союзе так называемые "ленинские нормы" воспринимались как демократические, и даже Михаил Горбачев в своих реформах ссылался на них, хотя в истории советского коммунизма не было ничего более противоположного ленинизму, чем перестройка.

- Известны ли вам случаи прихода коммунистов к власти ненасильственным путем, в результате демократических выборов?

- Кое-кто утверждает, что это произошло в Югославии и Чехословакии. Однако после войны оппозиционным партиям в Югославии было запрещено конкурировать с коммунистами, а в Чехословакии к моменту выборов 1948 года, когда власть полностью перешла к коммунистам, те уже занимали ключевые посты в правительстве. Кроме того, хотя советские войска в то время в Чехословакии отсутствовали, она находилась в советской оккупационной зоне. Эти выборы нельзя назвать демократическими. Так что правильным будет сказать, что нигде коммунисты не приходили к власти демократическим путем. Обычно это был насильственный захват власти, который задним числом часто объявляли революцией. Правда, исключением могут стать прошлогодние выборы в патриархальном Непале, которые привели к власти маоистов.

- Чем вы объясняете распад мировой коммунистической системы?

- Экспансия коммунизма в ХХ веке не знала себе равных по масштабу политических и идеологических движений. Однако с самого начала коммунизм содержал в себе семена саморазрушения. Чем образованнее становилось общество в коммунистических странах, тем больший протест вызывало у него существовавшее в них ограничение свобод. Cоздавая широкую систему образования и просвещения, коммунисты в СССР рубили сук, на котором сидели. Манипулировать растущим классом интеллигенции было несравнимо труднее, чем массами рабочих и крестьян. Конечно, катализатором этого недовольства стало повсеместное понимание того, что экономическая доктрина коммунизма не работает. По существу идеология коммунизма стала восприниматься как мертвая догма. Тем более, что западные общества к тому времени обладали уже достаточно развитой системой социальной защиты и более привлекательным высоким уровнем жизни. Непосредственным же ударом, свалившим мировую коммунистическую систему, были политические перемены в СССР - перестройка, либерализация и частичная демократизация советского режима. Ведь коммунистические режимы в Восточной Европе держались на советских штыках. Несоответствие теории и практики коммунизма стало очевидным, и его несостоятельность признали многие коммунисты.

- Вы пишите, что коммунизм был долгожителем по сравнению с другими авторитарными и тоталитарными политическими системами. Чем вы это объясняете?

- Во многом это объясняется полнейшей изоляцией коммунистических обществ и отсутствием в них правдивой информации. Даже крайне низкий уровень жизни в этих экономически неразвитых странах зачастую не воспринимался реалистично – не с чем было сравнивать. Членство в правящей партии предоставляло значительные привилегии и служило условием карьерного роста; это был пропуск в группу элиты. Многие были благодарны коммунистическому режиму за открывающиеся перед ними возможности карьерного роста. Так, Александр Зиновьев говорил мне, что благодаря режиму он, паренек из бедной крестьянской семьи, стал университетским профессором, другой стал армейским полковником, третий – инженером и так далее. Однако мало кто из них подозревал, что и на Западе существовала такая же, а возможно, и более развитая система социальной мобильности, причем не сопровождавшаяся классовой и национальной дискриминацией, запретами и насилием. Жители коммунистических стран не осознавали, что социальные достижения в их странах ни в какое сравнение не идут, например, с социальными завовеваниями в скандинавских странах и Западной Европе. Так что долголетие коммунистической системы было следствием не только невиданной репрессивности режима и создания тотальной системы политического контроля, но и возникшей в эпоху советской модернизации социальной мобильности и закрытости общества - сокрытия информации о том, что происходит в остальном мире.

- Тем не менее коммунистами становились и жители западных стран. Что ими двигало, каковы были их мотивы?

- В таких странах, как Великобритания, у людей для этого находились свои причины. Среди них были идеалисты-социалисты, которые мечтали о более справедливом обществе. В Англии, например, после войны непропорционально большое число среди коммунистов составляли евреи. И это объяснимо, так как они воспринимали Советский Союза как главный фактор борьбы с гитлеровским нацизмом. Так было не только в Британии, но и в других странах. Впрочем, впоследствии большинство из них разочаровалось в коммунизме и перестало идеализировать СССР. Любопытно, что среди коммунистов было немало бывших религиозных сектантов, выходцев из авторитарных сект. Коммунистами становились люди определенного психического склада. Наряду с прожектерами-идеалистами и склонными к мифотворчеству интеллектуалами, в компартиях подвизались и фанатики, и радикалы, склонные к экстремизму и насилию. Британская коммунистическая партия, в отличие от французской и итальянской, была очень малочисленной и не пользовалась политическим влиянием. У нее была определенная поддержка среди рабочих в депрессивных, отсталых отраслях промышленности, где условия труда были нелегкими, особенно в практически ликвидированной сейчас угольной промышленности. Но у нее никогда не было массовой поддержки рабочего класса.

- Что заставило британскую компартию самораспуститься?

- Деятельность западных компартий субсидировалась главным образом Советским Сюзом. Колапс коммунистичесих режимов в СССР и Восточной Европе вызвал глобальный кризис коммунизма. К моменту самороспуска в 1991г. британская компартия насчитывала 6300 членов. Одно время, в конце 80-х, казалось, что советская компартия пойдет по пути еврокоммунизма, и это вызывало некоторый оптимизм у западных коммунистов. Но когда все здание "реального социализма" рухнуло, всем стало очевидно, что у коммунизма нет будущего.

- И всё же пятая часть человечества продолжает жить при коммунизме. Чем вы объясняете его жизнеспособность в этих странах?

- Эта пятая часть человечества приходится главным образом на Китай. Объясняется это прежде всего высокой репрессивностью этих режимов, где подавляется любая оппозиционность. Что же касается Китая, то, хотя там сохраняется политическая монополия коммунистической партии, в экономическом смысле китайский режим трудно назвать коммунистическим. После разрешения частной собственности и перехода к рыночной экономике коммунизм в Китае стал идеологической ширмой. Сейчас более 50% китайского ВВП приходится на частный сектор. Никто там уже не заикается о построении коммунизма даже в отдаленной перспективе. Изолированным анклавом архаичного коммунизма сейчас остается лишь Северная Корея и в какой-то мере Куба, Лаос и Вьетнам.

- Так что призрак коммунизма больше не бродит по Европе?

- Уже давно его там никто не видел. Несмотря на нынешние тяжелые в экономическом смысле времена, капитализм продолжает развиваться. Не исключено, что абсолютно эволюционным путем в Европе в будущем будут возникать и различные полусоциалистические формации. Но призрак навсегда скомпрометированного коммунизма там наверняка никогда больше не появится.

- Относите ли вы этот прогноз и к России?

Я не вижу будущего для российского коммунизма. Вряд ли Россия когда-либо вернется к командной экономике и пятилетним планам. Однако политические элементы старой коммунистической системы там всё еще сохраняются. Думаю, что коммунизм всё же останется для нее лишь кошмарным прошлым.