Россия отмечает День Победы. В этот важный для россиян день, который с 1965 года стал выходным, традиционно проводятся парады, на которых демонстрируется военная мощь страны и устраиваются масштабные салюты во всех городах.
Первый день Победы праздновался с таким воодушевлением, что о нем помнят до сих пор. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали. Вечером 9 мая в Москве был дан салют из 30 залпов. Однако спустя три года, в 1948 году, 9 мая перестало быть выходным днем, и праздник возобновили только в эпоху Брежнева.
О том, какую роль в общественном сознании играют подобные события, Радио Свобода рассказал президент Национальной федерации психоанализа Михаил Решетников:
- Само слово "победа" обладает особой энергетикой, притягивает к себе сознание людей. Победа - это, пожалуй, единственный праздник, который за последние два десятилетия не изменил ни своей даты, ни своего наименования, ни своей сути. И у российского народа сегодня осталось, по сути дела, два общенациональных праздника - Новый год и День Победы. У каждого народа есть своя ментальность, которая держится, прежде всего, на исторической памяти. Нация слагается не из поражений - она слагается из побед, память о которых хранится вечно. Вот это самое главное. И еще не менее главное - что это единственный праздник, который обладает огромной силой с точки зрения объединения поколений. 1990-е годы разорвали связь поколений, когда дети говорили: это вы - дураки, вы все прошляпили, вас обманывали. Сейчас победа возвращается, и это победа, которая связывает и детей, и родителей, и дедушек, и бабушек, и прабабушек. Я, например, буду встречать этот праздник со своей мамой, офицером Советской армии, своими детьми, своими внуками, а она - со своими правнуками.
Есть такое понятие - передача через генерацию, и любая национальная память передается не через школу, не через учебники - она транслируется из поколения в поколение. Это самая главная память, которая живет. Наши родители были победителями. Это очень важно сознавать: мы - поколение победителей. И это нужно поддерживать, потому что больше таких крупных побед у России за последние годы не было.
Чем меньше остается ветеранов – тем пышнее декорации Дня победы. Почему так происходит, рассказывает московский социолог, историк Леонид Седов:
- Этот праздник выделяется среди прочих своей масштабностью и тем, как он связан с душевными переживаниями. Особенно для моего поколения. Мы - дети войны. Когда наступил День победы, он праздновался как самый счастливый день. Для многих людей моего поколения он таким и остается. Нашему человеку свойственно такое подростковое сознание. А подросток чем гордится? Принадлежностью к какой-то группе, которую он считает самой лучшей, самой сильной, самой-самой. И с этой точки зрения победа и память о ней играют для наших людей очень важную роль, вот для этого подросткового сознания. Победа становится как бы центром, ядром соответствующей идеологии. А идеология в нашем случае это какая-то система понятий, которая дает возможность считать нас самыми лучшими, самыми правильными и так далее. В данном смысле ядром соответствующей идеологии является память о победе, вернее даже целая система мифов, сложившихся вокруг этого события. В этом смысле, конечно, попытки развенчания этих мифов необходимы, потому что все-таки лучше жить с правдой, а не с набором каких-то искаженных представлений в голове и в душе. Я хочу извиниться перед теми, кто считает это святыней. Но дело обстояло так, что прошли через ужасающие трагедии, в том числе и во время войны, и, тем не менее, вышли с сознанием: все-таки победили, все равно мы самые сильные, самые лучшие.
Первый день Победы праздновался с таким воодушевлением, что о нем помнят до сих пор. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали. Вечером 9 мая в Москве был дан салют из 30 залпов. Однако спустя три года, в 1948 году, 9 мая перестало быть выходным днем, и праздник возобновили только в эпоху Брежнева.
О том, какую роль в общественном сознании играют подобные события, Радио Свобода рассказал президент Национальной федерации психоанализа Михаил Решетников:
- Само слово "победа" обладает особой энергетикой, притягивает к себе сознание людей. Победа - это, пожалуй, единственный праздник, который за последние два десятилетия не изменил ни своей даты, ни своего наименования, ни своей сути. И у российского народа сегодня осталось, по сути дела, два общенациональных праздника - Новый год и День Победы. У каждого народа есть своя ментальность, которая держится, прежде всего, на исторической памяти. Нация слагается не из поражений - она слагается из побед, память о которых хранится вечно. Вот это самое главное. И еще не менее главное - что это единственный праздник, который обладает огромной силой с точки зрения объединения поколений. 1990-е годы разорвали связь поколений, когда дети говорили: это вы - дураки, вы все прошляпили, вас обманывали. Сейчас победа возвращается, и это победа, которая связывает и детей, и родителей, и дедушек, и бабушек, и прабабушек. Я, например, буду встречать этот праздник со своей мамой, офицером Советской армии, своими детьми, своими внуками, а она - со своими правнуками.
Есть такое понятие - передача через генерацию, и любая национальная память передается не через школу, не через учебники - она транслируется из поколения в поколение. Это самая главная память, которая живет. Наши родители были победителями. Это очень важно сознавать: мы - поколение победителей. И это нужно поддерживать, потому что больше таких крупных побед у России за последние годы не было.
Чем меньше остается ветеранов – тем пышнее декорации Дня победы. Почему так происходит, рассказывает московский социолог, историк Леонид Седов:
- Этот праздник выделяется среди прочих своей масштабностью и тем, как он связан с душевными переживаниями. Особенно для моего поколения. Мы - дети войны. Когда наступил День победы, он праздновался как самый счастливый день. Для многих людей моего поколения он таким и остается. Нашему человеку свойственно такое подростковое сознание. А подросток чем гордится? Принадлежностью к какой-то группе, которую он считает самой лучшей, самой сильной, самой-самой. И с этой точки зрения победа и память о ней играют для наших людей очень важную роль, вот для этого подросткового сознания. Победа становится как бы центром, ядром соответствующей идеологии. А идеология в нашем случае это какая-то система понятий, которая дает возможность считать нас самыми лучшими, самыми правильными и так далее. В данном смысле ядром соответствующей идеологии является память о победе, вернее даже целая система мифов, сложившихся вокруг этого события. В этом смысле, конечно, попытки развенчания этих мифов необходимы, потому что все-таки лучше жить с правдой, а не с набором каких-то искаженных представлений в голове и в душе. Я хочу извиниться перед теми, кто считает это святыней. Но дело обстояло так, что прошли через ужасающие трагедии, в том числе и во время войны, и, тем не менее, вышли с сознанием: все-таки победили, все равно мы самые сильные, самые лучшие.