Самое главное требование, которое предъявляется к любой сборной в преддверии каждого крупного турнира, - приехать на оный с четко поставленной игрой. Отчего выражение «своя игра» используется в оценке той или иной команды, пожалуй, чаще, чем какое-либо другое. Чемпионат мира уже вступил в решающую стадию, а от некоторых участников (к примеру, от Англии или Франции) мы по-прежнему ждем, когда же они, наконец, начнут показывать ту самую свою игру, на которую они, как мы знаем, способны, и которая, как надеются их поклонники, сможет принести им успех. Ибо наличие своей игры является пусть и не стопроцентной гарантией успеха, но, по крайней мере, его необходимой составляющей.
Но бывают случаи, когда от своей игры не грех и отказаться. Как сделала это сборная Украины, представшая в матче со Швейцарией в совершенно новом, незнакомом прежде виде.
На групповом этапе команда Олега Блохина, казалось бы, продолжала, и не без успеха, проповедовать подход, столь успешно опробованный в отборочном турнире. Не проявляя ни малейшего желания бороться за контроль над мячом и территорией, украинская сборная играла строго от обороны, уповая на редкие контратаки в исполнении своих лучших мастеров – Шевченко и Воронина. Эта незамысловатая тактика сработала в одной из самых сложных, да, пожалуй, самой сложной безо всяких оговорок отборочной группе, где соперниками украинцев были испанцы, датчане, турки и греки. И здесь, в Германии, именно эта тактика обеспечила сборной Украины выход из группы: Пусть с Испанией в третий раз она не сработала, зато в борьбе с куда менее искушенными Саудовской Аравией и Тунисом принесла ожидаемые плоды.
Казалось бы, и в матче со Швейцарией мы могли ожидать чего-то похожего. Но к полному нашему удивлению – и восхищению! – сборная Украины преобразилась: уже стартовый состав, в котором нашлось место большой группе склонных к созидательным действиям в атаке игроков, показал, что Олег Блохин рассчитывает добиться выхода в четвертьфинал за счет совсем иной игры. И по ходу матча тренер делал замены, направленные исключительно на усиление атакующих действий, одного за другим выпуская на поле созидателей – Реброва, Ротаня, Милевского.
Победы, как мы знаем, украинцам добиться не удалось, да и ударов по воротам Цубербюллера они нанесли ничтожно мало – всего-то два за 120 минут. У ворот Шовковского, надо признать, опасные моменты возникали чаще, но игру-то по большей части вели украинцы! Именно поэтому исход послематчевой серии пенальти никого из сторонних наблюдателей не разочаровал (швейцарские болельщики, понятно, не в счет). Победила команда, игравшая на протяжении всего матча лучше, а значит, справедливость восторжествовала. И Швейцарии пришлось отправиться домой, утешаясь установлением удивительного рекорда: мало того, что команда покинула турнир непобежденной (такое случалось и раньше), но она к тому же не пропустила здесь ни одного мяча.
Ах, если бы теперь, глядя на положительный пример Украины, нашла в себе силы отказаться от своей игры Италия – вот был бы четвертьфинал! Конечно, при условии, что украинцы не вернутся к прежнему, пассивному футболу. Но положа руку на сердце: надежда на то, что Блохин и его подопечные захотят развить успех, достигнутый в игре со Швейцарией, гораздо сильнее, нежели надежда на то, что вдруг захочет отказаться от своего деструктивного футбола Италия. Увы, пытаясь вспомнить, когда в последний раз на мировых первенствах «скуадра адзурра» демонстрировала яркую игру в атаке, мы должны будем вернуться в далекий 1994 год. С тех пор, вот уже на третьем мировом форуме Италия являет нам такую «свою игру», от которой даже ее болельщиков берет уныние (мы видели это собственными глазами), но от которой, судя по всему, команда и не думает отказываться…