24 июня начался конкурсный показ фильмов 28-го Московского международного кинофестиваля. В первый день были показаны картины французского режиссера Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» и хорватский фильм «Спи, мое золотко», снятый режиссером Невеном Хитричем.
Отвечая на вопрос о критериях оценки фильмов, председатель жюри фестиваля Анджей Жулавский сказал: «Если фильм легкий - я отличный зритель, если же он трудный, амбициозный, быть может, даже интеллектуальный, то во мне просыпается более строгий судья. Амбиции должны соответствовать потенциям».
Если верить сказанному председателем жюри, более строгий судья пока был не должен в нем проснуться. Оба конкурсных фильма - «Сколько ты стоишь?» выдающегося режиссера Бертрана Блие и хорватскую картину «Спи, мое золотко» - смотреть было легко, особых претензий на интеллектуальное кино в них не наблюдалось. Картину о хорватской деревне 40-50 годов режиссер Невен Хитрич снял в манере близкой к документальной - это теперь модное направление в кинематографе. Вроде ставишь камеру и наблюдаешь течение обыденной жизни, не оценивая происходящее и не давая зрителю времени посмеяться или поплакать.
О фильме Бертрана Блие ничего подобного не скажешь. Можно вволю повеселиться, можно и расстроиться. Автор картин «Вальсирующие» и «Мужчины, приготовьте носовые платки» вроде верен себе, он снял абсурдистскую комедию, но возраст дает о себе знать – новый фильм куда сентиментальнее предыдущих. Герой картины знакомится в баре с проституткой и просит ее стать его женой. Выходит история о счастье в самом незатейливом значении этого слова. Счастье – это очень красивая женщина в постели с любящим ее мужчиной. Женщина воистину хороша. Моника Беллуччи, увиденная глазами Бертрана Блие, будто только что сошла с полотен великих живописцев эпохи Возрождения. Да и вообще весь фильм кажется приношением режиссера Монике Беллуччи. Но Бертран Брие говорит иное: «Есть такие моменты в жизни каждого творца, когда он должен вести себя как последний негодяй. И бывают такие времена или даже страны, в которых следует быть элегантным и сдержанным. По-моему, сейчас время бороться с политкорректным искусством. Настоящий художник не может быть корректным, точнее - не обязан им быть. Он должен соблюдать определенные правила в жизни, но не в своем искусстве. Впрочем, этот мой фильм очень корректный – это простая любовная история. Когда меня просят ее как-то характеризовать, я отвечаю: это не фильм, а ласковое движение. История о том, как женщина обнимает мужчина. Причем мужчина во всех отношениях ее помельче. Фильмы мои часто бывают похожи на сон. В принципе, предпочитаю кошмарные сны, но тут вышел сон как мечта».
Бертран Блие и впрямь выглядел и держался как мечтатель, он вовсе не походил на человека, который первым вступил в сражение за награды Московского международного кинофестиваля. Да и сам он признался, что снимая фильмы, думает не о призах, а о том, что рядом работают интересные режиссеры, и назвал имя Вонга Карвая. Название его картины «Любовное настроение» определило в значительной степени и тональность фильма Бертрана Блие.