Михаил Касьянов вновь выступил с критикой существующего в России избирательного законодательства

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Андрей Шароградский: Последние решения Государственной Думы России, в очередной раз корректирующие избирательное законодательство, подвергаются резкой критике, как со стороны главы Центризбиркома Александра Вешнякова, так и со стороны оппозиции - от коммунистов до Михаила Касьянова.



Михаил Соколов: Фракция «Единая России» при поддержке ЛДПР во втором чтении провела через Государственную Думу новые поправки в избирательное законодательство. Также под предлогом борьбы с экстремизмом сужают поле публичной критики власти: экстремизмом станет считаться обвинение должностного лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Глава комитета по конституционному законодательству "единоросс" Владимир Плигин заявил...



Владимир Плигин: Считаю, что снятие такого роды графы "против всех" (мы на эту тему разговаривали уже на Радио Свобода) носит оправданный характер.



Михаил Соколов: Обслуживающий "Единую Россию" член Общественной палаты Валерий Фадеев так аргументирует принятое решение...



Валерий Фадеев: Можно же и Конституцию изменить, если то необходимо, если становится ясно, что в этом есть необходимость, не сейчас, в следующий срок. В конце концов, страна находится все еще в переходном состоянии, и нам нечего равняться со стабильными демократиями Европы, которые, скорее, загнивают уже, а не развиваются.



Михаил Соколов: Поправки вызвали возмущение главы Центризбиркома Александра Вешнякова: он осудил возвращение чреватого фальсификациями досрочного голосования, запрет членам одних партий баллотироваться по спискам других.



Александр Вешняков: Все последние инициативы, которые появились, они, на мой взгляд, идут несколько непродуманно, некоторые совершенно ошибочны, даже опасны. Мне единственное, что непонятно, зачем вводить сейчас ограничения политическим партиям включать в свои списки кандидатов представителей других партий? Для того чтобы запретить еще и такое блокирование, так называемое "скрытое"? Какая цель? Чего мы боимся? Это что, соответствует мировой практике? Да нет. Что, это бесспорно по Конституции? Да нет. Поэтому, на мой взгляд, эта новация, которая предлагается сейчас соответствующей законодательной инициативой, излишня, более того, она легко преодолима, но в то же время может пробудить массу споров вплоть до Конституционного суда Российской Федерации, ну, и как у нас еще любят заявлять оппозиционеры, не только заявлять, но и действовать, потом и в Европейском суде. То есть в данном случае мы, по-моему, ничего не выиграем, кроме потерь, которые получим, в том числе в политическом имидже Российской Федерации. Было правильное решение принято год назад. Мы - федеративное государство. Пожалуйста, субъекты Российской Федерации, если вы считаете, что нужно иметь графу "против всех", в своем законе оставляете на выбор - в орган федеральный, в орган местного самоуправления. Если вы считаете, что это пережиток прошлого, он совершенно не нужен и опасен даже, убирайте из своих законов. До мая этого года, то есть фактически за год, из всех субъектов Российской Федерации своим правом отменить графу "против всех" воспользовалось только восемь субъектов. Теперь возможность - останется она или не останется - зависит от Государственной Думы. Да, это немножко необычное явление - графа "против всех", но мы - уникальная страна, и многие предлагают, если мы в данном случае убираем графу "против всех", то в таком случае надо крайне редко или вообще исключить практику снятия с регистрации кандидата, политической партии и пересмотреть основания в законах, по которым можно снимать с регистрации, отказывать в регистрации кандидату. Но что происходит? Предлагается расширить, наоборот, основания для отказа в регистрации, сделать отказ в регистрации, если ненадлежащим образом оформлены документы партии или кандидата. Скажите, пожалуйста, а кто будет судьей? Избирательная комиссия? А "ненадлежащая" - вы понимаете, это чисто оценочная категория, вкусовая совершенно, которая откроет простор для определенных политических решений. Поэтому это очень опасное предложение, которое так предлагается сегодня, тем более в связке с борьбой с экстремистской деятельностью.



Михаил Соколов: Представитель Союза правых сил Борис Надеждин предложил обратиться как к генеральному прокурору в связи с тем, что госслужащий Владислав Сурков открыто лоббирует интересы "Единой России", так и к Александру Вешнякову.



Борис Надеждин: Все желающие подпишут заявление группы граждан генеральному прокурору: нам кажется, нужно принять меры прокурорского реагирования в отношении гражданина Суркова Владислава Юрьевича, адрес такой-то, телефон. Второй сюжет. Вешняков Александр Альбертович вчера фактически публично признался, что он не контролирует всю эту ситуацию, что без него все решают. Давайте мы обратимся к Александру Альбертовичу, как честному, порядочному человеку, с предложением сделать одно из двух: либо пойти к президенту и заблокировать подписание всех этих законов, это две недели, либо подать в отставку, просто уйти в отставку, так нельзя. Отставка Вешнякова для этих друзей была бы ударом тяжелейшим, потому что это означает, что эти выборы никто не признает вообще.



Михаил Соколов: Представитель Компартии России профессор Елена Лукьянова предупреждает власть...



Елена Лукьянова: Наша политическая система сегодня не в кризисе, а в состоянии серьезной реформы, когда государство возвращается к той ошибочной ситуации, от которой оно же само уходило в 1988 году. Вернулись к искусственному партийному строительству, искусственное, марионеточное партийное строительство с созданием целой поддерживающей законодательной системы для такой ситуации. Ну, люди, которые это делают, они не понимают, что так или иначе политическая система отреагирует, она не может в таком состоянии жить: она либо начнет умирать, но мертвого ничего не бывает, нет вакуума, нет пустоты, это будет какая-то замена, либо это будет какой-то взрыв и конфликт.



Михаил Соколов: Лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов так прокомментировал последние изменения в выборном законодательстве...



Михаил Касьянов: Все это абсолютно неприемлемо, это уже какая-то истерия начинается у власти. За прошедшие 18 месяцев мы имеем серьезные изменения всей системы выборов. Это уже не просто изменение или разрушение системы, как сегодня эксперты по выборам говорят, а это целенаправленное установление иной системы выборов, которая отличается от той, которую предусматривает дух Конституции, то есть фактически под другие цели, нежели чем предусмотрено в Конституции. Это надо угадать или вычислить, какие истинные цели держит власть. Но уже понятно на сегодня, что они отличаются от конституционных целей. Осознание того, что в России не все нормально, растет. Изменения в политической ситуации, сжимание политических свобод и неустойчивость системы Российской Федерации, этой нынешний системы, которая строится нынешними властями, серьезным образом подрывает позиции Российского бизнеса. Серьезное ощущение того, что негативные результаты нынешней неправильной, вредоносной политики властей уже мы начинаем все ощущать, и скоро мы будем ощущать это в каждодневной жизни. Поэтому то, чем мы занимаемся, это как раз связано с тем, чтобы не дать возможности ситуации развиваться вот так, как она может быть.



Михаил Соколов: А может сложиться ситуация, когда не будет иметь смысла участвовать в таких выборах?



Михаил Касьянов: Сегодня такая ситуация вполне реалистична. Она должна быть рассмотрена. Поэтому сегодня нет такого ответа, и я думаю, что сегодня неправильно давать ответ на этот вопрос. Но то, что такой вопрос... на него придется скоро отвечать, сегодня это очевидно для всех экспертов. Ситуация быстро в негативную сторону меняется, и все это очень настораживает и, я бы даже сказал, пугает.



Михаил Соколов: Как заметил один из экспертов, Кремль буквально на ходу подметки режет у оппозиции: только она приспособится к новым правилам, их меняют в пользу «Единой России». Эта нечестная игра в одни ворота на все уменьшающемся зыбком поле публичной политики может вытолкнуть и левых и правых в один лагерь. Первый признак – совместное участие Союза правых сил и коммунистов в конференции «Другая Россия» в дни саммита "восьмерки".