Дискуссия с экспертами о том, как российская оппозиция готовится к саммиту Большой Восьмерки


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие директор программ фонда «Открытая Россия» Александр Осовцов, председатель петербургского отделения Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова и корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.



Дмитрий Волчек: Саммит «большой восьмерки», который в июле пройдет в Петербурге, - очень важное событие для Кремля. И российские власти стремятся доказать иностранным гостям, что все разговоры о том, что Россия не демократическое государство, недостойная быть хозяином саммита - клевета. Доказательства, правда, приводятся более чем странные. Вместо того чтобы продемонстрировать, что в России господствует плюрализм, делается все, чтобы не допустить выступлений оппозиции во время встречи в верхах. Оппозиция, впрочем, не собирается сдаваться и готовится встретить участников саммита рядом мероприятий самого разного толка, от конференции «Другая Россия», участниками которой станут лидеры различных оппозиционных организаций, до абсурдистских уличных акций. Об этом мы и будем сегодня говорить.


Гости программы «Итоги недели»: один из организаторов конференции «Другая Россия», директор программ фонда «Открытая Россия» Александр Осовцов и председатель петербургского отделения Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова.


Александр Авраамович, добрый вечер. На этой неделе вы говорили журналистам, что существует опасность, что конференция «Другая Россия» или, как ее еще называют, анти-саммит, не состоится, потому что ее проведение могут сорвать. Простите, что начинаю с самого мрачного варианта, но он ведь вполне возможен, не так ли?



Александр Осовцов: Да, разумеется. И мы с самого начала, как только первый раз обсуждали саму перспективу проведения этого мероприятия, еще даже не сформулировав название, понимали, что такая возможность существует.



Дмитрий Волчек: А есть твердая договоренность об аренде помещения для конференции?



Александр Осовцов: Помещение у нас забронировано и оплачено.



Дмитрий Волчек: Почему вы свой анти-саммит решили проводить в Москве? Резонно было бы собраться в Петербурге?



Александр Осовцов: Мне не очень нравится название «анти-саммит», частица «анти» отдает негативом. Но, тем не менее, понятно, почему: потому что в Москве гораздо больше мест и на период непосредственно саммита G-8 и тем более во время этого саммита в Петербурге вряд ли возможно было бы проводить что-нибудь подобное. Нам с самого начала было понятно, что в Москве проще и в этом смысле технологично.



Дмитрий Волчек: Итак, конференция «Другая Россия» будет проходить в Москве. А что же планирует оппозиция во время саммита в Петербурге? Ольга Курносова, добрый вечер. Говорят, что в вашем городе запланировано много акций, в том числе и довольно необычных?



Ольга Курносова: Добрый вечер. Да, действительно, в нашем городе будет проходить третий Социальный форум, проведение которого согласовали официальные власти. Палаточный лагерь развернется на территории стадиона имени Кирова, который вскоре после этого будет снесен и построен там будет новый стадион. И возможно, хотя я в этом сильно сомневаюсь, будут согласованы какие-то публичные мероприятия. Оргкомитет Социального форума планирует проведение демонстрации и митинга. Но в том, что эти мероприятия будут согласованы, я сильно сомневаюсь.



Дмитрий Волчек: Когда я говорил о необычных акциях, я имел в виду вот что – вот список акций, которые собираются проводить в Петербурге антиглобалисты: фестиваль паркура, когда специально подготовленные люди стремительно движутся через город, перепрыгивая и перелезая через стены, ограды, машины, лестницы и прочие препятствия. Конкурс граффити: планируется разрисовывать заборы и объекты уплотнительной застройки. «Урбан рейсинг» - молниеносные налеты на знаковые точки Петербурга, которые антиглобалисты пометят своими флагами, плакатами и надписями, а потом сфотографируют результат, чтобы выставить на обозрение в Интернете и так далее. То есть создается впечатление, что все это не столько против саммита, а против обывателей, которые вряд ли способны оценить такое дадаистские выходки.


Ну, а теперь давайте вернемся к более серьезным мероприятиям – конференции «Другая Россия». Вот как описывает ее задачу председатель фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.



Георгий Сатаров: Повестка дня, которую предлагает нынешняя власть – это война. Это война с гражданским обществом, это война с бизнесом, это война с конституцией, это война со своими гражданами, это война в Чечне и так далее. Я обращаю ваше внимание, что речь идет просто о продолжении той метафоры, которую предложил нам президент Путин после Беслана - в России идет война. Мы с ним согласны, но мы считаем, что эта война объявлена властью. Наша альтернативная повестка дня – это мир, это сосуществование различных органов власти, независимых друг от друга по конституции, ограничивающие друг друга. Это сосуществование той части политической элиты, которая контролирует власть и оппозиции, которая должна быть не менее влиятельна, чем эта часть политической элиты. Сосуществование различных сегментов гражданского общества и общественных организаций, и независимых СМИ, и независимого бизнеса. Это их мирная совместная жизнь в стране под названием Россия. Это наша повестка дня.



Дмитрий Волчек: Александр Авраамович, вы сказали, что вам не нравится приставка «анти» - анти-саммит. Существует такая точка зрения, и ее разделяют многие влиятельные американские политики, например, что Россия, не соблюдающая права человека, не демократическое государство, недостойна быть хозяином саммита «большой восьмерки». Как вы полагаете?



Александр Осовцов: Смотря, что вкладывать в понятие достойна или недостойна быть хозяином «большой восьмерки». Если те посылки, которые декларируются, то, разумеется, недостойна. Если те реалии, которые существуют в экономике современного мира, на сегодняшний день во многом вопреки политическим и идеологическим декларациям, то я не сильно удивлюсь, если группа будет расширяться дальше и туда войдет, например, Китай, который вряд ли так радикально сегодня от России отличается. Граница проходит где-то, видимо, в районе Ирана - вот это уже не обсуждается. Вспомните, пожалуйста, что в середине 70 годов Советский Союз не только был достоин подписывать Хельсинские соглашения, но никто на Западе всерьез не рассматривал тему о том, чтобы, скажем, его подпись и невыполнение этих обязательств были бы поводом для любого рода действий. Ну так этих действий нет и сегодня.



Дмитрий Волчек: Кремль очень серьезно отреагировал на планы проведения конференции «Другая Россия». Помощник президента России Игорь Шувалов предостерег в интервью «Файнэншл Таймс» официальных представителей стран «большой восьмерки» от участия в работе вашей конференции. Он сказал, что «их присутствие на форуме будет истолковано как недружественный жест». Кто из зарубежных гостей приглашен на конференцию и какова их реакция на предупреждение Шувалова?



Александр Осовцов: Приглашены многие, направлены были приглашения министрам иностранных дел всей «восьмерки», а так же десяткам политиков, парламентариев, общественных деятелей, интеллектуалов. Из тех, кто уже выразил свое согласие участвовать в конференции, пока, во всяком случае, после заявления господина Шувалова никто не отказался.



Дмитрий Волчек: А кто именно из зарубежных гостей точно будет?



Александр Осовцов: Я списка перед глазами не имею, но там несколько десятков человек в диапазоне от заместителя государственного секретаря Соединенных Штатов господина Флида до выдающегося французского интеллектуала Андре Глюксмана.



Дмитрий Волчек: А что до российских гостей, все ли оппозиционные политики готовы принять участие в работе «Другой России»? Каков состав ее участников на сегодняшний день?



Александр Осовцов: Состав крайне разнообразный. Из тех политиков, которых принято считать и которые сами себя считают оппозиционными, пока нет ответа только от Григория Алексеевича Явлинского. Практически все остальные от ультралевых до фундировано правых выразили свое согласие, так же как и значительное количество наиболее важных и известных общественных организаций, общественных деятелей. Не могу так же не упомянуть, что лидер Демсоюза Валерия Новодворская и Константин Боровой, лидер Партии экономической свободы, сняли свое согласие, так как категорически возражают против участия как раз ультралевых.



Дмитрий Волчек: То есть Эдуарда Лимонова, очевидно.



Александр Осовцов: Лимонова, Анпилова, КПРФ.



Дмитрий Волчек: Поскольку мы упомянули Лимонова, я хочу обратиться к Ольге Курносовой в Петербург. На этой неделе лидер петербургского отделения НБП Андрей Дмитриев заявил о том, что его угрожали убить, если НБП что-то предпримет во время саммита. Вам известны подробности этой истории?



Ольга Курносова: Да, я знаю, что в понедельник 26 июня Андрея пригласили в 18 отдел УБОП. Там его проводили в кабинет начальника 18 отдела господина Чернопятова. Там сидело два человек из Москвы, женщина около 30 лет, следователь, и мужчина между 40 и 50 годами, к которому вошедшие обращались «товарищ генерал». После этого все питерские сотрудники покинули кабинет, а дальше в течение трех часов московские коллеги очень жестко разговаривали с Дмитриевым с применением физического и психического давления. Основная задача - это было добиться от него обещания, что он уедет и призовет всех членов НБП не участвовать ни в каких акциях во время саммита и уехать из города так же.



Дмитрий Волчек: Угрожают не только Дмитриеву, но и другим питерским оппозиционерам. Ольга, и вы, и ваши коллеги, насколько мне известно, тоже сталкивались с определенным давлением?



Ольга Курносова: Да, абсолютно верно. Угрозы в мой адрес, которые поступали анонимно по телефону, начались после того, как мы 12 июня провели достаточно заметный митинг на Исаакиевской площади недалеко от Законодательного собрания, в котором в этот день вручали знак Почетного гражданина города президенту Владимиру Путину. Основная тема митинга была - все те безобразия, которые происходят в нашем городе сегодня. Это и незаконное уплотнительная застройка, это и ситуация с мусороперерабатывающим заводом, которому город не платит деньги, и он был вынужден остановить свою деятельность, хотя он перерабатывает 90% городского мусора. Это и жители общежитий, которых выкидывают на улицы. Общий девиз акции был «Путин – позор Питера». Стразу после акции, числа 15 мне начали поступать анонимные телефонные звонки: или я прекращу устраивать митинги или получу трубой по голове. Как бы я не единственная, кто подвергается угрозам. Например, председателю координационного совета общежитий Михаилу Борщакову в ночь с 24 на 25 мая сожгли машину и после этого так же позвонили домой и предложили убраться их города, а то будет хуже.



Дмитрий Волчек: Вот свежая иллюстрация того, как некие анонимные провластные группировки пытаются если не сорвать, то испортить мероприятия оппозиции и делают это, надо признать, довольно изобретательно. Вот что произошло сегодня на съезде Народно-демократического союза, который возглавляет Михаил Касьянов. Давайте послушаем корреспондента Свободы Сергея Гогина.



Сергей Гогин: Около половины десятого утра возле контрольно-пропускного пункта учебно-методического центра «Голицыно» в Подмосковье, где должен был начать работу съезд оппозиционного движения Народно-демократический союз, полтора десятка молодых людей провели пикет с требованием снизить НДС. По совпадению НДС – это аббревиатура и налога на добавленную стоимость, и Народно-демократического союза. Затем над территорией центра появился мотодельтаплан, пилот которого разбросал пачку листовок двух видов. Одна представляла собой печатную копию американского доллара с изображением Бориса Березовского в центре, вторая листовка – это обращение к делегатам съезда якобы от имени Березовского. Текст довольно сумбурный, он содержит намеки на то, что съезд проводится на деньги этого предпринимателя. Подпись такая: «До встречи в Лондоне. Всегда ваш Борис Березовский. Всегда ваши, хоть и мои средства».


Затем из леса неподалеку вышли около 15 человек в камуфляжной форме, они разбросали на дороге грабли, всего около ста штук, тем самым на время заблокировав подъезд к территории комплекса «Голицыно». Наконец появился автобус, который перегородил выезд с территории комплекса, хоть и ненадолго. Представитель движения НДС Елена Дикун, которая предоставила Радио Свобода эту информацию, сказала, что участники этих акций не представились, а выяснить, кто они такие, не удалось. Ранее, по словам Дикун, акции против Народно-демократического союза проводили представители движений «Наши» и «Молодая гвардия».



Дмитрий Волчек: Александра Авраамович, как вы объясните такой парадокс: с одной стороны, власть всячески пытается показать, что никакой оппозиции нет или она маргинальна. Вы знаете, что говорил на днях Олег Добродеев, когда его спросили, будут ли в эфире телеканала «Вести 24» такие политики как Рыжков или Каспаров. С другой стороны, изощренные методы, которые используются для того, чтобы не дать недовольным собраться. Ведь они могут быть объяснены только паническим страхом, который вызывает любая неподвластная властям активность, то, о чем только что говорила Ольга. И то, что, кстати, произошло с вашим фондом «Открытая Россия» - тоже хороший пример. Откуда этот страх?



Александр Осовцов: Вы сами употребили термин «парадокс», который пришел в живую речь из такой науки, как логика. Так вот в логике есть такой закон: из лжи следует все, что угодно. Из ложной посылки можно сделать и делают любой абсолютно вывод. Таким образом, можно утверждать, что коль скоро сама политика нынешнего российского руководства является абсолютно внутренне противоречивой и ложной и лживой одновременно, то из нее постоянно и следуют абсолютно нескоординированные ни по физике процессы, ни по смыслу между собой действия, которые приводят к подобного рода лживым утверждениям и ложным поступкам.



Дмитрий Волчек: Сегодня Владимир Путин заявил о необходимости предоставления трибуны оппозиционным силам, отметив, что это будет способствовать нахождению оптимальных путей развития страны. Поможет его заявление организатором конференции «Другая Россия»?



Александр Осовцов: Президент Путин не первый раз делает абсолютно такие заявления. Я отношусь к этому как дежурной фразе, даже не пытаясь задумываться, насколько это связано со скорым саммитом или с чем-то еще. Это игра в доброго следователя, которую президент по должности имеет право себе выбрать. Заметьте себе, что он даже не обмолвился относительно заявления своего помощника Шувалова. И что тогда все это стоит?



Дмитрий Волчек: Такое расхожее обвинение, которое постоянно звучит, использовалось сейчас, как мы слышали в репортаже, на съезде НДС: финансирует Березовский из Лондона. Кто финансирует вашу конференцию?



Александр Осовцов: Нашу конференцию финансируют несколько российских частных лиц и два зарубежных фонда.



Дмитрий Волчек: Ольга Курносова в Петербурге, много приходится слышать о том, что городские власти в период подготовки к саммиту пытаются вроде бы украсить город, но на самом деле, я цитирую лидера Движения гражданских инициатив Михаила Дружинского, «уродуют его», спиливают деревья на пути следования кортежей и так далее. Вы могли бы рассказать об этом?



Ольга Курносова: Вы знаете, у нас, наверное, пятый раз заасфальтировали Московский проспект. Это основная трасса, которая ведет из аэропорта в город. Построено огромное количество фонтанов. В городе просто очень большое количество ОМОНа. Сейчас омоновца в центре на каждом шагу можно встретить, то есть они просто гуляют практически по каждому перекрестку. Отлавливают бродячих собак – это само собой. Конечно, такие потемкинские деревни - у нас очень распространенная забава.


Но самое главное, власти пугает то, что во время саммита люди, доведенные до крайности, могут выйти на публичные действия. Мы недавно проводили собрание вместе с жителями общежитий и там еще с другими гражданами, мы были блокированы в здании шестью автобусами с ОМОНом. Это было на Московском проспекте, я, конечно, понимаю – это федеральная трасса. Но все-таки двести человек, из них больше половины женщины. Причем ОМОН был не питерский, это был рязанский ОМОН, потом на подмогу подтянули московский ОМОН. Правда, несмотря на то, что нас блокировали во дворе здания, все-таки географию своего города мы знаем чуть лучше и все равно нам удалось прорваться на Московский и многое из того, что мы планировали, мы все равно сделали.


Но, тем не менее, то, о чем мы говорили, совершенно неадекватные силы и средства привлекаются против даже небольших попыток провести какие-то акции оппозиции. Единственное, что меня все-таки радует в этой ситуации, что, конечно, все-таки на силовой разгон пока ОМОН идти не решается. Потому что там люди живут в общежитии, а омоновцы тоже многие живут в общежитиях. Они прекрасно понимают, что завтра, когда их выгонят с работы, их точно так же могут выгнать из общежитий, как этих людей. Они, конечно, пытались нас блокировать, но за дубинки они не брались.


Так же как 12 июня, несмотря на то, что был водомет, закупленный в Израиле только что к саммиту, несмотря на то, что было огромное количество милиции и ОМОН в полной экипировке, в шламах, в бронежилетах, на разгон митинга они так и не решились. Потому что все-таки в милиции тоже люди, у которых очень часто ущемляются права. Что меня особенно порадовало: в конце митинга ко мне подошел один из милиционеров и спросил: «А вы можете оказать нам помощь, проконсультировать при создании товарищества собственников жилья в нашем доме, а то нам кажется, что нас обманывают». Вот это то, что дает надежду на то, что ситуация может развиваться по разным сценариям.



Дмитрий Волчек: Ольга, вы сказали, что власти боятся, что обездоленные люди выйдут во время саммита на улицы. А как вы полагаете, выйдут ли?



Ольга Курносова: Я надеюсь, что выйдут. Потому что очень много сейчас на самом деле в городе творится безобразий. И хотя власть пытается заткнуть людям рот, например, решением правительства было приостановлена уплотнительная застройка по шести адресам. Но совершенно понятно, что это приостановление может быть ровно до конца саммита. Люди уже не верят властям, потому что слишком много лжи. Правильно сказал Александр Авраамович, из лжи может следовать все, что угодно. Когда один, второй, третий раз людей обманывают, то не надо думать, что люди полные идиоты, они этого не видят. Как рабочие мусорного завода, у нас есть председатель жилищного комитета господин Лукманов, он все время подписывает гарантийные письма, что город оплатит работу по переработке мусора. Теперь он гарантирует, что люди получат зарплату. Он уже подписывал гарантийные письма и ничего не сделал по ним, почему нужно верить другой раз? Слишком много лжи. И люди понимают, что ложь на каждом шагу.



Дмитрий Волчек: Александр Авраамович, Ольга рассказала о потемкинских деревнях в Петербурге. Удастся ли вашей конференции «Другая Россия» показать другую Россию, настоящую, показать, что это этой действительно потемкинские деревни?



Александр Осовцов: Если конференция состоится, во что я верю, то, думаю, что да. По крайней мере, мы делаем для этого все от нас зависящее. Мы хотим показать другую Россию, как она есть, не лучше путинской, не хуже путинской, а правдивую. Если нет, то это тоже будет очень убедительная демонстрация того, какова на сегодняшний день Россия и какие свои родовые черты она демонстрирует окружающему миру.