В списке иностранных журналистов, которых не пускают в Россию – 30 имен

«Почти все журналисты, которым не выдается российская виза, или работали в Чечне, или довольно много писали о Чечне»

Российские власти отказали во въездной визе редактору кавказского отдела британского Института по освещению войны и мира Томасу де Ваалу. При этом МИД сослался на закон, который дает полномочия на запрет въезда в Российскую Федерацию иностранцев, если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства. Эксперты полагают, что истинная причина невыдачи визы - публикации журналиста о событиях в Чечне и показания в деле об экстрадиции Ахмеда Закаева.


Томас де Ваал является на Западе признанным экспертом по кавказской тематике. Он долгое время проработал на юге России и странах Закавказья. Итогом его исследований стали книги «Чечня. Катастрофа на Кавказе» и «Черный Сад. Армения и Азербайджан между войной и миром».


Решение российских властей отказать Томасу де Ваалу во въезде привело в недоумение его коллег. Валерий Дзуцев, владикавказский журналист, не раз встречавшийся с Томасом, не скрывает своего изумления формулировкой отказа: «Насколько мне известно, была причина указана, а именно - ссылка на закон 1996 года, глава 1-я, 27-ая статья, если я не ошибаюсь, и там сказано, что въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства. То есть напрямую указано, что Томас де Ваал представляет опасность для российского государства».


Томас де Ваал должен был приехать в Москву по приглашению Союза журналистов России. Ожидалось, что в столице он представит свою новую книгу о событиях в Нагорном Карабахе. Руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов говорит, что это не первый случай, когда власти запрещают въезд в Россию иностранных журналистов: «Мы уже давно собираем список имен журналистов, которым не дают российскую визу с 2000 года, и этот список состоит из более чем 30 имен. Я думаю, что все это связано с Чечней, потому что почти все журналисты, которым не выдается виза, или работали в Чечне, или довольно много писали о Чечне. В том числе и Том де Ваал. Но, может быть, еще одна причина, которая больше всего напрягла ФСБ, - это то, что Том де Ваал был свидетелем по делу об экстрадиции Ахмеда Закаева».


Друзья и коллеги, которые знают Томаса де Ваала, называют его русофилом. Иногда он и сам себя так называл, и на то есть причины, говорит владикавказский журналист Валерий Дзуцев: «Я лично знаю Томаса де Ваала, и он не раз повторял, что он является русофилом по своей натуре. Он со своей женой познакомился в Москве. У него на каждую ситуацию, по его собственному признанию, в жизни есть строчка из Мандельштама, которая характеризует ту или иную ситуацию. Томас де Ваал не может быть врагом ни по убеждениям, ни по своим действиям».