160 долларов за газ – пороговый предел для Молдавии

Единственная возможность оказать влияние на «Газпром» в ходе переговоров – это сделать их прозрачными и осуществить международное освещение, считают эксперты

Правительство Молдавии объявило в начале недели, что по итогам длительных переговоров с «Газпромом» подписано промежуточное соглашение о новой цене на газ для республики. Она повышена со 110 до 160 долларов за тысячу кубометров газа. Глава молдавского правительства заявил, что представители российского газового концерна настаивали на цифре 230 долларов, однако по ходу переговоров удалось договориться о более приемлемой цене.


Подорожание газа добавит к инфляции в Молдавии 2-2,5%


Последствия роста цен на топливо оценивают молдавские эксперты. Аналитик кишиневского института IDIS Viitorul Вячеслав Ионица считает, что экономические последствия повышения цены на газ для Молдавии будут не столь ощутимыми, как для других стран постсоветского пространства: «Молдова отличается от других стран как Белоруссия и Украина, потому что у нас экономика как таковая практически отсутствует, она не энергоемкая. Даже такой пример: три отрасли экономики, которые идут на экспорт – это винодельческая промышленность, текстильная промышленность и экспорт кожи - они почти не потребляет энергии. Общее потребление у нас экономикой где-то 6%. А газа чуть большая, но все равно самая большая часть газа идет или напрямую к населению или косвенно через тепло, электричество, которое получает население. Так что единственная проблема в Молдавии – это чисто социальная проблема. Есть очень узкая группа людей, это люди в сельских населенных пунктах и в малых городах, которые не имеют централизованное отопление. Для того, чтобы получить тепло, они будут платить в два раза дороже по газу. Мы даже сделали такой расчет, что удорожание газа добавит к инфляции, которая будет, где-то 2-2,5%. Но городское население это почувствует где-то в пределах 0,5%, а сельское население, для них подействует повышение цен на уровне 20%».


Возможно, именно этим объяснялось поразительное с точки зрения местных аналитиков спокойствие руководства страны в преддверии и по ходу переговоров с «Газпромом». Не было принято никаких попыток подготовить население к грядущему повышению цен на топливо, считает директор департамента по международным отношениям и политическому анализу кишиневского аналитического центра Expert-Grup Александр Опруненко: «Правительство долго рассказывало, может оно искренне надеялось, что удастся договориться о более низких ценах на газ. Хотя большинство аналитиков в Кишиневе догадывалось, что это предприятие не удастся. Если "Газпром" уже действительно нацелился на 160 долларов и если делает исключение для Армении или Белоруссии, то вряд ли он будет делать исключение для Молдавии».


Александр Опруненко полагает, что для рядового потребителя повышение цены на газ обернется весьма драматично. Правда, серьезные изменения в стоимости население почувствует только осенью, когда резко возрастет объем потребления топлива: «И так население плохо расплачивается с предприятием, которое поставляет тепло, сейчас еще ухудшаться платежи, и долги предприятия еще больше вырастут. И так оно на грани банкротства. Непонятно, каким образом ситуация будет развиваться».


А вот Вячеслав Ионица не склонен драматизировать. Он полагает, что молдавский потребитель вполне способен выдержать новую цену, поскольку его покупательная способность, если судить о ней по приобретаемым услугам, достаточно высока: «Я все время в шутку говорю, что после 2003, когда стали чуть богаче, мы инвестировали где-то в газ полмиллиарда леев (сорок миллионов долларов), купили мобильные телефоны за два миллиарда леев, и каждый год население платит 700 миллионов леев, а за разговор по телефону полтора миллиарда леев».


В повышении цены на газ был и политический мотив


О ходе переговоров в Молдавии узнавали из российских источников. «Газпром» требовал стопроцентного контроля над газотранспортной и газораспределительной сетью, но не добился желаемого, говорит Александр Опруненко: «Это единственное, что в принципе "Газпром" интересовало, что их могло побудить приостановить рост цен. Это означало бы полную передачу под контроль молдавских газопроводов и сетей распределения по Молдавии. Что, конечно же, невыгодно европейским партнерам Молдавии, самой Молдавии».


На прошлой неделе президент Молдавии получил предложение от Еврокомиссии присоединиться к европейской энергетической хартии, к которой не присоединилась Россия. И в случае если бы «Газпром» получил контроль над газотранспортной системой Молдавии, она, конечно, не смогла бы действовать в рамках этой хартии, говорит эксперт. Молдавии необходим долгосрочный контракт с Россией с фиксированной ценой, считает Александр Опруненко. И единственная возможность оказать влияние на «Газпром» в процессе переговоров – это сделать их как можно более прозрачными, осуществить международное освещение переговоров, чтобы мировое сообщество четко поняло, по какой формуле рассчитывается рыночная цена на газ для Молдавии.


Вячеслав Ионица считает, что ценой в 160 долларов достигнут пороговый предел стоимости газа для Молдавии и «Газпрома». Поэтому в обозримой перспективе существенно цена меняться не будет. Эксперт уверен, что решение об изменении цены продиктовано в том числе и политическими соображениями руководства России: «Здесь явно попахивает политикой, потому что наше общее газопотребление полтора миллиарда кубических метра – это намного меньше, чем технические потери "Газпрома" по транзиту газа… Я думаю, что все связано с Приднестровьем. Они как-то хотят легализовать свое присутствие в Приднестровье. И второе: у нас был принят закон, что все приватизации в Приднестровье считаются нелегальными, а там все приватизации, которые произошли за последнее время – это российские приватизации. Там уже идет речь о сотнях миллионов долларов инвестиций, потому что там большие заводы были приватизированы».


Александр Опруненко не согласен с тем, что решение «Газпрома» объясняется исключительно политическими мотивами: «Во-первых, "Газпром" поднимает цену для всего СНГ, включая даже своих политических союзников, политических союзников России. Потом это новая политика, озвученная "Газпромом" на международной арене - то есть получение контроля над транспортировкой газа и внедрение на западно-европейский рынок для распределения и продажи газа».