Американец Терри Уоллис (Terry Wallis) попал в автокатастрофу в 1984 году, когда ему было 19 лет. Он был найден через сутки с многочисленными травмами головного мозга. Пострадавший находился в так называемом состоянии минимального сознания, близком к вегетативному состоянию, иными словами – в глубокой коме. Его удалось спасти, но из комы он так и не вышел. Он пробыл в этом печальном состоянии 19 лет, в течение которых жизнь его тела искусственно поддерживалась медицинским персоналом реанимации. И вдруг пациент заговорил. Его умственные и речевые способности оказались совершенно неповрежденными. В течение следующих трех дней он научился самостоятельно ходить и узнал прежних родственников и знакомых, в том числе свою уже 20-летнюю дочь. Он ничего не помнил из времени своего «отсутствия» и был крайне удивлен, что «проспал» почти два десятка лет. Он был убежден, что ему 19 лет, а президент Соединенных Штатов – Рональд Рейган. Вскоре Уоллис полностью вернулся к нормальной жизни.
Случаи выхода пациентов из состояния минимального сознания крайне редко наблюдались и раньше, но во всех этих случаях до возвращения проходило гораздо меньше времени, и пострадавшие оставались глубокими инвалидами, разбитыми параличом и прикованными к постели. Выздоровление Терри Уоллиса – уникально. Группа исследователей под руководством доктора медицины Николаса Шиффа (Nicholas Schiff), профессора-ассистента Медицинского колледжа Вейлла университета Корнелльского университета (Weill Medical College of Cornell University), директора Лаборатории когнитивной нейромодуляции (Laboratory of Cognitive Neuromodulation) детально изучила этот удивительный случай и выяснила сенсационные подробности, переворачивающие современные представления о способностях человеческого мозга к регенерации, сообщает New Scientist.
Нейрофизиологи использовали комбинацию новейших томографических методов подробного сканирования мозга, в том числе отображение тензора диффузии (diffusion tensor imaging, DTI), которое картографирует мозг по расположению молекул воды. Оказалось, что больной в буквальном смысле вырастил многие участки мозга вместо тех, которые были повреждены при аварии. При этом новые структуры не были идентичны первоначальным с анатомической точки зрения. Кроме того, мозг Уоллиса нашел альтернативные пути для восстановления некоторых функций, используя сохранившиеся нейронные сети.
Профессор Криш Сатиан (Krish Sathian), принимавший участие в исследовании нейрофизиолог и специалист по реабилитации после мозговых травм из Медицинской школы Университета Эмори (Emory University School of Medicine) в Атланте (США) сказал: «Все это крайне удивительно и ломает принятые представления нейрофизиологии. Границы возможной для человека степени нейрональной пластичности сильно сдвинулись Классические представления не могли предсказать ничего подобного тому, что произошло с Уоллесом».
К сожалению, пока невозможно выяснить динамику подобных случаев – как именно, в какой последовательности и в какие сроки развивался новый мозг пациента. Если бы все 19 лет комы мозг Уоллиса исследовали при помощи томографа, человечество получило бы уникальные знания, которые можно было бы сразу использовать в клинике. Однако динамика развития этой удивительной нервной системы уже после прихода в сознание тоже весьма интересна. Сравнив карты мозга Терри Уоллиса, полученные через 2 месяца после катастрофы и 18 месяцев спустя, американские ученые увидели, что некоторые из новых структур перестали использоваться, другие увеличились и стали работать более интенсивно. Все эти месяцы пациент адаптировался к нормальной жизни, показывая все лучшие результаты.
Случай Терри Уоллиса показывает фантастические возможности человека и дает надежду многим находящимся в коме пациентам. Он наглядно демонстрирует, что даже люди со значительными повреждениями мозга могут не только прийти в себя, но и возвратиться к нормальной жизни. Становится очевидной недостаточность имеющейся классификации коматозных состояний и их малая изученность. Важнейшей задачей реаниматологии становится проведение четкой границы между состояниями, в которых восстановление функций возможно, и состояниями, в которых надежды в настоящее время нет. Эта граница теперь значительно отодвинулась в сторону надежды. Для установления прогноза необходимо детальное тестирование пациентов в течении по меньшей мере 8 недель после инцидента, считает руководитель исследования профессор Шифф. Дальнейшее изучение случая Уоллиса и других подобных случаев должно привести к развитию совершенно новой области – науки о регенерации мозга.