Книжный угол. Арег Оганесян "Честно о "Челси"; "Северная энциклопедия"

Алексей Кузнецов: Красноармеец Сивков, персонаж советской кинокартины "Бумбараш", придумал один из методов чтения больших нехудожественных книг. Читая "Капитал" Карла Маркса, он говорил: "Таблицы и цифры пропускаю, а в пролетарскую суть – вникаю!" Любопытно, как применил бы Сивков и его последователи эту методику к двум изданиям, почти одновременно появившимся на российском книжном рынке? На первых взгляд, они отстоят друг от друга бесконечно далеко. Одна из этих книг посвящена лондонскому футбольному клубу "Челси", вторая – истории северных народов России. Уж не знаю, необходим ли тут герой Николая Чернышевского – Проницательный Читатель! – способный в один миг уловить связь между этими книгами… Это как раз тот случай, когда география пасует, а контекстовые и, не побоюсь этого слова, надтекстовые величины оказываются наиболее существенными.


Книга "Честно о "Челси", выпущенная издательством "Махаон", - юбилейное издание, посвященное 100-летию знаменитого футбольного клуба. Футбольные эксперты, с которыми я беседовал об этом издании, дружно определили его как "заказное", оплаченное владельцем клуба – и одновременно губернатором Чукотки Романом Абрамовичем. Как раз тут и можно попытаться применить метод красноармейца Сивкова – но эффект получается обратный! Пропустив таблицы и цифры, посвященные истории клуба, остаешься один на один с той самой, "пролетарской", а вернее, с "олигархической сутью". Вся 100-летняя история "Челси" кажется вереницей недоразумений, существовавшей лишь для того, чтобы оттенить значимость Абрамовича.


Между тем, стоит лишь прочесть несколько исторических страниц, посвященных "Челси" до Абрамовича, как становится ясна ценность этой книги как великолепного справочного издания. Сам дух процесса формирования типичного английского клуба схвачены со всей точностью. Нельзя сказать, что книга будет интересна людям, не связанным с футболом – но такой задачи и не ставилось. Имена Хьюи Галлахера, Томми Лоутона, Бобби Тэмблинга, Джимми Гривза, Джеффа Херста и других великих игроков "Челси", наверное, в большинстве своем людям нефутбольным неизвестны. И даже ставшее легендой турне московского "Динамо" по послевоенной Британии, в ходе которого динамовцы играли с "Челси", тоже интересно не самому широкому кругу читателей. Тем не менее, историческая ценность исследования очевидна. И тем досаднее заметный перекос в сторону новейшей истории "Челси" – истории с покупкой клуба Абрамовичем, которая подается слишком уж в возвышенных тонах.


Тут не обойтись без мнения эксперта. Я попросил выступить в этом качестве спортивного обозревателя Радио Свобода Валерия Винокурова.



Валерий Винокуров: Когда российский миллиардер и губернатор Чукотки Роман Абрамович приобрел "Челси", российские любители футбола оказались в некотором смятенном состоянии, потому что именно в тот период российский футбол остро нуждался в деньгах. С тех пор Абрамович создал, как известно, в Москве Академию поддержки национального футбола или что-то в этом духе, и вот эту программу "Подарим детям стадион" – 500 футбольных полей. Так вот, если рассматривать с этих позиций деятельность Абрамовича на пользу, предположим российскому футболу или на пользу возглавляемой им в качестве губернатора Чукотке, то окажется, что эти средства вполне сопоставимы со стоимостью нескольких, пускай не одного, а двух, трех футболистов, которых "Челси" приобретает, потом выгодно продает, потом еще за большие деньги приобретает другого и так далее. Вот сравнение всех этих экономических показателей позволяет нам понять, есть польза и какая российскому футболу от его футбольной страсти; есть польза и какая Чукотке от его страсти занимать позиции что ли как губернатора или члена Совета Федерации. Тут уже каждый человек может сам себе представить, что если бы не покупка "Челси", а все эти деньги, затраченные на "Челси", пошли бы на развитие российского футбола, то тут уже не только детям можно было подарить стадионы, а еще чуть ли не каждому профессиональному футболисту около его дома построить футбольное поле.



Алексей Кузнецов: Мнение Валерия Винокурова разделяют многие российские футбольные люди. Возможно, в таком же духе оценивали и оценивают многие россияне даже не деятельность, а просто сам факт пребывания Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки. Во всяком случае, ассоциация с его именем возникает, как только с трудом берешь в руки толстенный и тяжеленный том "Северной энциклопедии", выпущенной редакцией журнала "Северные просторы". О нем лучше всего расскажет один из руководителей проекта Валентина Голубчикова.



Валентина Голубчикова: Когда мы начали делать журнал, это было 22 года назад, мы столкнулись с тем, что издания о Севере никак не систематизированы, не собраны. Отсутствовала какая-либо логика в том, как это изучалось и собиралось. Дальше стало понятно, что необычайно богатый материал остается вне нашего поля зрения. Мы очень долго ведь собирали эту энциклопедию, на ее сбор ушло 15 лет. Не потому что так шла работа, а потому что просто материально это становилось все труднее. Энциклопедия, по сути, единственное сейчас пособие, где история Севера прослежена в нескольких веках. Причем она политизирована, конечно, тем не менее, мы старались без акцентов, кто лучше, а кто хуже, писать о движениях, политических партиях, событиях революционных и нереволюционных. В общем, по статьям энциклопедии в истории Севера нет пропусков. Причем многие материалы делались впервые ради этой книги.



Алексей Кузнецов: В случае с "Северной энциклопедией" метод красноармейца Сивкова как раз блистательно… не срабатывает. Ведь этот уникальный фолиант сплошь состоит из тех самых "таблиц и цифр", то есть – из информации в чистом виде, впервые в мире сведенной в уникальное издание. Здесь, как и в книге о "Челси", можно привести ряд имен, широкой публике не известных. Художник-косторез Николай Аммыдаев, эскимосский сказитель Кивагмэ, якутский писатель Анемподист Софронов или даже митрополит Тобольский и всея Сибири Филофей Лещинский. Однако история российского Севера предстает в энциклопедии с такой полнотой и всеохватностью, что и имена, и названия, порой сложные для русского языка, постепенно становятся близкими и понятными. Тем более что энциклопедия великолепно проиллюстрирована (а в журнале "Северные просторы, между прочим, публикуются выкройки одежд северных народов, сделанных из оленьих или песцовых шкур). И еще очень важная деталь: к каждому экземпляру энциклопедии прилагается электронный ее аналог - компакт-диск, на котором есть даже звуковые приложения. Вот так звучит, к примеру, настоящий северный комуз.



Звучит музыка



Алексей Кузнецов: Северной Энциклопедии предпосланы слова доктора Фредерика Паульсена Фора – на средства Фонда его имени и осуществлено издание:



"Этнические сообщества выполняют связующую роль между государствами, выполняя еще и лингвистические связи в соседних странах. Тот факт, что большинство из них многоязычные, подчеркивает их объединяющую функцию. Сама их природа обуславливает необходимость контактов не только внутри собственного государства, но и со своими родственниками в соседних землях, дабы сохранить собственный язык и культуру. В качестве яркого примера могу сказать, что однажды в нашем доме на острове на севере Исландии мы разговаривали на семи разных языках, которые в той или иной степени имели у нас хождение".



Алексей Кузнецов: Поразительно – эти же слова можно применить и к любому более или менее крупному европейскому футбольному клубу – и к "Челси", разумеется, в том числе! Так замыкается общекультурный круг – а в том, что футбол уже давно стал частью мировой культуры, в дни чемпионата мира вряд ли кто сомневается.


Один их чеховских героев восклицал: "Россия – это равнина, по которой скачет лихой человек!" И правда: положив рядом две книги - "Честно о "Челси" и "Северную энциклопедию", - так и хочется отодвинуть их подальше друг от друга, а то и разложить их по разным концам комнаты. И тогда та самая равнина – уже не только российская! - возникает перед глазами весьма отчетливо. И лихой человек Роман Абрамович, несмотря на то, что имени чукотского губернатора в энциклопедии как раз и нет, проскакав по строчкам и книжным переплетам, вовсе не представляется ни сказочным злодеем, ни былинным богатырем. Пространство от Челси до Чукотки начинаешь чувствовать в общем – евроазиатском! – контексте. И сразу хочется провести параллель между одним из мысов на Западе Британии, так и названном "Лэндс Энд" ("Край Света"), и другим – чукотским! - краем материка… А ведь казалось бы – всего-то навсего две книги...