В четверг в газете USA Today опубликована статья под заголовком «Оставьте Путина в покое». Автором статьи является профессор Патриция Томпсон, дочь Владимира Маяковского. Она пишет: «В то время как в Санкт-Петербурге встречается "большая восьмёрка", в американской печати трудно найти хоть что-то положительное о России. У меня, как у русской американки, вызывает недоумение отсутствие у американцев дальновидности в отношении России и понимания трудностей этой страны. Президент Путин, - пишет Патриция-Елена Томпсон-Маяковская, - как раз тот человек, который нужен в президентском кресле в данный момент российской истории. У него есть своё видение того, как вести свою страну вперёд. Можно ли требовать демократии, как мы её понимаем, от страны с унаследованным от царских и сталинских времён централизованным планированием и автократией? Разумно ли ожидать быстрого превращения российского общества в демократическое?» Далее профессор Томпсон-Маяковская призывает Америку перестать требовать от Путина подыгрывать нам. Она предлагает относиться к России как к равному партнру.
Прокомментировать мысли, высказанные Томпсон-Маяковской в USA Today, для Радио Свобода согласился американский специалист по истории и политике России Ричард Пайпс.
- Томпсон-Маяковская, Михаил Горбачев, профессор Стивен Коэн считают, что США слишком много требуют от России и от Путина. В то же время некоторые сенаторы-демократы и организации, представляющие деловые круги Америки, призвали Буша отложить согласие на вступление России в ВТО, пока Кремль не продемонстрирует, что является надёжным торговым партнером.
- Американское общественное мнение, как вы знаете, в последние годы сильно разделено по многим вопросам - в первую очередь это Ирак, а теперь Россия. Я полагаю, что среди членов ВТО есть государства с гораздо большими недостатками, чем Россия. Но в то же время я возмущён тем, что происходит в России. Например, недавно в Москве нападению милиции подверглась группа авторитетных правозащитников. И это напоминает советские времена. Я не мог поверить, когда читал об этом. Примечательно, что пока в американской прессе мало кто писал об этом - промолчала даже «Нью-Йорк Таймс».
Возвращаясь к вопросу о членстве России в ВТО и негативному отношению к этому сенаторов-демократов, хочу напомнить, что многие демократы - изоляционисты и то, что происходит внутри России, их не слишком интересует.
- Американские друзья России предлагают не требовать от неё скорой демократизации и помнить, что страна жила при царском и сталинском деспотизме. Вы согласны с этим?
- Я согласен с теми внутри России и вне её, кто считает, что Россия не готова к демократии. По данным опросов общественного мнения, не более 10% россиян положительно относятся к демократии. Только их заботят права частной собственности, гражданские права и тому подобное. Но я уверен, что Америка, Запад должны подталкивать Россию к демократическим реформам. Это длительный процесс, и чем упорнее мы будем действовать в этом направлении, тем больше вероятность, что, быть может, через полвека Россия всё же станет демократической страной. Но пока она идёт в противоположном направлении, и это вызывает серьёзное беспокойство. То, что Россия не готова к демократии, не означает, что мы не должны подталкивать Россию к демократии.
- А как вы относитесь к мысли, что Путин именно тот лидер, который нужен сегодня России?
- Нет, я так не считаю. Он - человек КГБ. А у сотрудников КГБ ментальность тайной полиции остаётся навсегда. И то, что он стоит во главе России, и достаточно популярен там, лишний раз показывает, что эта страна не готова к демократии, что она предпочитает сильную руку, что россиянам не так важны гражданские права и гражданские свободы. Да, для таких людей Путин - то, что надо России: аппаратчик, который, действительно, принёс стране стабильность, пытается вернуть ей статус великой державы. И проходящий в Санкт-Петербурге саммит «большой восьмёрки» способствует имиджу России как великой державы, а Путина - как крупного политического лидера. И это россиянам нравится. Но я думаю, что России сегодня нужен не Путин, а новый Пётр Великий, который бы сказал: Нет! Мы должны идти европейским путём, и который использовал бы свою власть, чтобы направить Россию по пути западной цивилизации. А Путин недостаточно значительная личность для этого.