Взгляд на саммит "большой восьмерки" из Украины

Программу «Свобода в полдень» ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко.



Виктор Нехезин: Взгляд из-за рубежа. Например, на Украине звучат заявления, что развал «оранжевой» коалиции в Верховной раде был приурочен к санкт-петербургскому саммиту. От этой встречи в верхах в Киеве ожидали решение газовой проблему между Украиной и Россией. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.



Владимир Ивахненко: Накануне открытия саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге министр иностранных дел, член фракции «Наша Украина» в Верховной раде Борис Тарасюк заявил, что украинский парламентский кризис, развал «оранжевой» и создание новой коалиции в составе Партии регионов, коммунистов и социалистов спровоцирован Кремлем. Цель этого сценария, полагает Тарасюк, продемонстрировать участникам саммита «большой восьмерки», что украинская демократия привела к дестабилизации. Это заявление комментирует украинский политолог Владимир Полохало.



Владимир Полохало: Хотелось бы, чтобы были более обоснованные слова Тарасюка и подтверждены какими-то фактами. Хотя в Украине не секрет, что «антикризисная» коалиция - это коалиция реванша или «антиоранжевая» коалиция. И конечно, в обществе глубокое разочарование. А что касается влияния России, то, несомненно, в том, что происходит на Украине мы видим заинтересованность во всяком случае большой части российского истеблишмента. Тем более, что поражение Януковича на президентских выборах 2004 года воспринималось как личное поражение Путина.



Владимир Ивахненко: Еще до кризиса официальный Киев хотел заручиться поддержкой лидеров самых развитых стран мира в решении газовой проблемы между Украиной и Россией.



Владимир Полохало: На Украине были свои ожидания относительно саммита «восьмерки», поскольку Украина сегодня испытывает очень большие угрозы со стороны России, имеются в виду угрозы по энергоносителям и по стоимости газа. Конечно, Россия пытается утвердиться на постсоветском пространстве как гегемон, как монополист, диктующий правила игры в отношениях между государствами. И с учетом того, что в «восьмерке» мировые лидеры демократических стран, конечно, можно было ожидать какие-то геополитические сигналы или геополитические месседжи для России с тем, чтобы последняя считалась не только с экономической глобализацией, но и с демократической глобализацией. Трудно сказать, какие это будут месседжи. Но во всяком случае пока что демократическое сообщество довольно индифферентно к тому, что происходит в Украине. Индифферентно с точки зрения того, что полтора года назад сама «оранжевая революция», новая демократическая власть, стремление Украины быть членом демократического сообщества были услышаны. Сегодня голос украинского общества не слышен.