«Газпром» и развитые страны по-разному понимают «энергетическую безопасность»

Один из документов, принятых на саммите, - документ о «Глобальной энергетической безопасности». Поговорить на высшем уровне о проблемах глобальной энергетической безопасности лидерам наиболее развитых государств предложило руководство России.


Но, по мнению экспертов, такой диалог бесперспективен уже потому, что стороны диаметрально расходятся в самом понимании того, что же такое «глобальная энергетическая безопасность». В первую очередь, речь идет о европейских странах, получающих из России значительную долю необходимых энергоресурсов. Причем, если нефтяной рынок там достаточно конкурентен, то с поставками российского газа ситуация совсем иная. Об этом говорит аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина: «Для Европы "Газпром" - это 40% всего газа, импортируемого Европой. Это - от четверти до трети потребляемого странами газа. В разных странах доля этого рынка разная, но эта доля значительная. Кроме того, нужно учитывать, что у европейских поставщиков собственные запасы газа сокращаются. У "Газпрома" обеспеченность только доказанными запасами по международной методике общества инженеров-нефтяников США составляет 30 лет. Это очень много».


Поэтому Европейский Союз считает необходимым увеличивать конкуренцию на внутреннем газовом рынке, обеспечив доступ к нему другим независимым от российского "Газпрома" производителям топлива. Россия же, наоборот, старается еще больше усилить позиции своего государственного концерна. По словам аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Мангилева, у российских независимых компаний практически не было шансов заключать экспортные контракты: «На текущий момент у независимых производителей фактически в обход "Газпрома" не существует возможности договориться об экспортных поставках газа. Один раз подобная ситуация была не так давно. Два года назад "Итера" поставляла газ на Украину. Но это происходило только после того, как "Газпром" фактически предложил "Итере" осуществлять подобные поставки. Сейчас при любых переговорах с зарубежными потребителями, первый вопрос, который будет задан любой российской независимой компании, - а есть ли у них гарантия того, что "Газпром" пустит их в трубу? Таких гарантий никто на текущий момент дать не может».


К тому же «Газпром» всерьез рассматривает варианты приобретения иностранных газораспределительных компаний, доставляющих топливо непосредственно потребителям. В итоге такая политика не нравится европейским странам, а их позиция - уже «Газпрому». Говорит заместитель председателя правления концерна Александр Медведев: «Если будут вводиться искусственные ограничения на роль российского газа в рамках нашей стратегии развития ресурсной и транспортной системы, нам ничего другого не останется, как ускоренным образом развивать альтернативные, не в смысле замещения, а в смысле размещения дополнительных объемов газа на рынки Соединенных Штатов Америки и Юго-Восточной Азии».


Пока эти слова звучат как предупреждение европейским партнерам со стороны российского газового монополиста. Поставки газа в США из России только начинаются, а восточное направление «Газпром» сможет освоить, по оценкам экспертов, в лучшем случае к концу десятилетия. Тем не менее, получив эти альтернативные рынки, Россия вполне может вспомнить про нынешнюю нелояльность европейских стран. Аналитики говорят, что при существующем уровне инвестиций в разведку и добычу, «Газпром» не сможет обеспечить топливом всех нуждающихся в нем мировых потребителей.