Итоги санкт-петербургского саммита можно будет подводить только по его окончании, но международная его оценка уже существует. Судя по некоторым высказываниям американских экспертов, саммит «большой восьмерки» не оправдал ожиданий тех, кто рассчитывал на прорыв в вопросах урегулирования кризиса на Ближнем Востоке и в американо-российских отношениях.
Так считает редактор журнала National Interest, научный сотрудник Никсоновского центра и профессор Джорджтаунского университета Николас Гвоздев, который побеседовал с корреспондентом Радио Свобода:
- Главное впечатление в данный момент, что саммит не оправдал ожиданий тех, кто рассчитывал на крупный прорыв в ключевых международных вопросах и в американо-российских отношениях. Разочарованы и те, кто возлагал большие надежды на российское лидерство на саммите. В то же время нельзя недооценивать соглашение по ядерной энергии, которое должно привести к международной системе контроля над обогащением урана. Это важный потенциальный барьер на пути ядерного терроризма. Но не достигнуто соглашений ни о вступлении России в ВТО, ни об энергетической безопасности, а это была одна из главных причин проведения саммита в Санкт-Петербурге. Оба эти вопроса еще ждут окончательного соглашения.
Словом, «большая восьмерка» показала, что не является форумом, способным решать такие острейшие проблемы, как кризис в отношениях с Ираном, с Северной Кореей, как кризис на Ближнем Востоке. На саммите было слишком много разногласий не только между Россией и Америкой, но и между рядом европейских государств и США. Эти разногласия не удалось полностью уладить.
- Как могут сложиться американо-российские отношения в результате саммита?
- Очевидно, что никаких крупных изменений не будет. Для этого стороны должны работать вне рамок саммита «большой восьмерки». Из выступления президента Буша ясно, что он знает о скептицизме по поводу американо-российских отношений, причем о скептицизме даже внутри его собственной администрации, не говоря уж о Конгрессе, который должен будет одобрить согласие США на принятие России в ВТО. Я не ожидаю ухудшения наших отношений с Россией, но думаю, и улучшений в ближайшее время не будет. Мы застрянем на нынешнем уровне на год-два. Хорошие личные отношения между Бушем и Путиным останутся, возможно, произойдет прогресс в экономических связях. Но мы вряд ли в ближайшее время станем настоящими партнерами, как нам думалось в 2001-2002 годах. Думаю, и Буш, и Путин, закончат свой президентский срок, так и не изменив существенно к лучшему американо-российские отношения.
«Россия где-то посередине между Китаем и Западом»
На фоне разных заявлений, сделанных в преддверии, во время и после саммита восьми государств в Санкт Петербурге американская пресса выделила высказывания Михаила Горбачева, чье имя вызывает традиционное уважение в Соединенных Штатах. Однако на этот раз внимание привлек необычный тон бывшего президента Советского Союза. Горбачев считает, что у американцев болезнь пострашнее СПИДа - это «комплекс победителя». Он обвинил Америку в навязывании России своего стиля демократии. В интервью американским журналистам Горбачев признал, что Россия совершила какие-то ошибки на пути к демократизации, но Америка своими требованиями воздвигает новые препятствия на этом пути, считает Горбачев. Вице-президента Чейни и министра обороны Рамсфелда он назвал «просто ястребами», стоящими на страже интересов военных. Горбачев также сказал, что Путин использовал и будет использовать авторитарные меры правления, но Россия сформирует демократическое общество.
Вот как комментирует слова Горбачева американский политолог, сотрудник международной консалтинговой фирмы «Евразийская группа» Клифф Капчен:
- Я думаю, что демократия, в основном, универсальна, и что демократия в России будет укрепляться с приходом каждого нового поколения. Ожидать более скорого изменения было бы нереалистично. Я бы не сказал, что Америка страдает «комплексом победителя», но, видимо, мы не сразу осознали, что Россия вернула себе свое место в мировой политике. Она стала экономически сильной. И может преследовать свои интересы. Я не согласен с горбачевской терминологией, но могу согласиться с некоторыми его мыслями.
- Горбачев говорит об авторитаризме нынешней власти, но при этом верит, что Россия идет к демократии.
- Я полагаю, что президент Путин, действительно, использовал и будет использовать смягченные формы авторитарных методов правления. Авторитарные тенденции налицо. Однако Россия в этом смысле не Китай и не Северная Корея. Противники совещания «большой восьмерки» были задержаны в Москве, но не более. В Китае их судьба была бы иной. Так что Россия где-то посередине между Китаем и Западом. Я верю, что в России произойдет эволюция, там растет средний класс, в который войдут и нынешние миллионеры, но не миллиардеры. Средний класс пополнится за счет хорошо зарабатывающей и приобретающей социальный вес молодежи. Я с оптимизмом смотрю на будущее России, которая будет демократической в западном понимании этого слова, но у нее свой путь к этому.