На саммите "большой восьмерки" принято итоговое заявление

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев: В Петербурге на саммите "большой восьмерки" распространено итоговое заявление председателя встречи - президента России Владимира Путина.


В Петербурге продолжает работу специальный корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович, сейчас он с нами на связи. Здравствуйте, Данила. Какая у вас информация.



Данила Гальперович: Здравствуйте. Действительно распространено заявление председателя и это некий апофеоз, наверное, уже российского президента Владимира Путина, который действительно председательствовал на этом саммите "большой восьмерки". Заявление председателя это обычный документ, который выполняет глава государства, принимавшего группу восьми, в данном случае это был Владимир Путин. Естественно, он провел заключительную пресс-конференцию, на которой звучал как усталый победитель. Во всяком случае, именно так очень многие наблюдатели восприняли его оценку итогов "большой восьмерки". Вот что сказал Владимир Путин.



Владимир Путин: Долгие месяцы, в том числе и на самом высоком экспертном уровне, шла интенсивная подготовка. Мы удовлетворены тем, что идеи и предложения России к саммиту встретили понимание наших партнеров. Очевидно и то, что растущий экономический потенциал России позволяет ей играть все более весомую роль в глобальном развитии, и мы готовы активно участвовать в реализации всех выдвинутых инициатив. Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить наших коллег из стран восьмерки за совместную работу и заинтересованный подход к делу.



Данила Гальперович: Буквально только что вслед за Владимиром Путиным я слышал британского премьера Тони Блэра, он абсолютно согласен со своим российским коллегой, саммит удался, по его мнению. Это фактически совместное заявление всех лидеров, которые приезжали в Санкт-Петербург, саммит, по их мнению, был удачным.


Дело в том, что прошел он, опять же, по мнению тех же лидеров, на фоне очень серьезных международных событий. Так уж случилось, что в Санкт-Петербурге на саммите оказался практически, в общем-то, со всеми с постоянными членами, Совет безопасности ООН. Получилось так, что саммит очень оперативно отреагировал на кризис на Ближнем Востоке, он смог договориться по поводу отношения к иранской ядерной программе, к северокорейским запускам ракет. Действительно многое было, что называется, согласовано. Единственное, с чем Россия как бы не согласилась, но вынуждена была отступить, это то, что не договорилась она с США по вопросу вступления в ВТО.



Александр Гостев: Данила, такой вопрос. Западные аналитики перед саммитом очень много говорили о правах человека в России, о ситуации с правами человека. Получилось ли так, что на саммите об этом речь не зашла совсем из-за обострения ситуации на Ближнем Востоке и других глобальных политических международных проблем.



Данила Гальперович: Говорилось очень много не только о правах человека, вы совершенно правы, говорилось вообще о системе демократии в России. В интервью Радио Свобода Дженифер Уиндзор, руководитель известной международной организации "Фридом хауз", говорила, что именно система суверенной демократии, провозглашенная в России, не отвечает универсальным стандартам прав человека. Так вот о системе демократии была дискуссия именно накануне вечером между всеми лидерами "большой восьмерки". Они, как сказала Ангела Меркель, немецкий канцлер, и Тони Блэр, британский премьер, сидели за столом и обменивались мнениями по поводу систем демократии в разных странах. Надо сказать, что очень похоже на то, что западные лидеры признали некое особую демократии и права на эту особую форму за Россией. Я сужу еще по словам Джорджа Буша, который на итоговой пресс-конференции с Владимиром Путиным сказал: "Да, конечно, это будет русская модель демократии, я бы не хотел, чтобы Россия в этом смысле копировала США и так далее". В общем, очевидно, что вопрос демократии и прав человека, а также свободы прессы в России, а также, например, дело Ходорковского, о котором говорили с Бушем члены неправительственных организаций до его встречи с Владимиром Путиным, толком поднят не был. И, естественно, когда очень серьезные международные темы пересилили всю повестку дня саммита, вопрос прав человека, видимо, все-таки отошли на второй план.