Принадлежащий ЮКОСу кусок «Роснефти» пойдет с молотка

Определив в ходе IPO цену акций, «Роснефть» определила и гигантский объем доли, которой владеет в компании ее противник - ЮКОС

Высокий суд Лондона рассматривает сегодня иск ЮКОСа о блокировании торгов глобальными депозитарными расписками компании «Роснефть» на Лондонской фондовой бирже (LSE). Первичное размещение акций «Роснефти» завершилось, их цена определена и сегодня бумаги компании начали продавать на РТС. В Лондоне же биржевая торговля GDR должна начаться с 19 июля. Однако этому противится ЮКОС, говоря о распродаже имущества приобретенного незаконно.


Истцы требуют постоянного запрета на торговлю акциями российской компании. И в случае удовлетворения иска ЮКОСа все сделки, совершенные до начала официальных торгов, будут признаны недействительными. Например, сделка британского нефтяного гиганта BP, который приобрел акции «Роснефти» на миллиард долларов в ходе ее IPO. Впрочем, многие сомневаются, что решение суда будет в пользу ЮКОСа. И для этого существует ряд причин.


ЮКОС в конце июня уже обращался к регулятору британского финансового рынка Financial Services Authority (FSA) с просьбой блокировать процедуру листинга акций «Роснефти», утверждая, что в эти бумаги включено его, ЮКОСа имущество, изъятое незаконно. Однако в ответ FSA проинформировал компанию, что не намерен останавливать публичную продажу бумаг «Роснефти». В результате IPO «Роснефти» ее инвесторами также стал ряд других крупнейших мировых корпораций. Кроме того, ЮКОСу почти никогда не удалось выигрывать дела, касающиеся запрета на продажу ранее конфискованного имущества.


В российских судах ЮКОСу тем более не удавалось выигрывать дела. Сегодня, например, А рбитражный суд Москвы удовлетворил заявление «Юганскнефтегаза» - противника ЮКОСа, его бывшей дочки, ныне принадлежавшей «Роснефти». Она добивалась включения в реестр требований кредиторов ЮКОСа еще долга в размере 33,7 миллиардов рублей. Суд удовлетворил два требования «Юганскнефтегаза» - на 17,5 и 16,2 миллиардов рублей.


Уверенность в том, что победа будет за ним, демонстрирует и глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. Как пишет сегодня влиятельная лондонская газета The Times , Богданчиков заявил накануне, что его компания с легкостью преодолеет правовые преграды на пути к запланированной торговле в Лондоне. Он рассказал, что его компания уже выиграла ряд судебных процессов, инициированных бывшими владельцами «Юганскнефтегаза». «Роснефть» владеет «Юганскнефтегазом» уже 18 месяцев, и в течение этого периода его бывшие владельцы подавали иски в различные суды, включая российские, британские и американские, и проиграли по всем из них.


Между тем, издание считает, что процесс может развиваться по трем сценариям, один из которых ведет к тому, что будет назначен судебный пересмотр и соответственно наложен временный запрет на биржевую торговлю акциями «Роснефти». Но это всего лишь один из трех сценариев, два из которых прогнозируют скорее положительное решение в пользу «Роснефти», заключает газета.


Дело о банкротстве самого ЮКОСа, в котором истцом выступает «Роснефть» будет рассматриваться 1 августа. Однако несмотря на то, что две нефтяные компании – одна из которых поднялась за счет разорения империи Михаила Ходорковского, а другая, наоборот, в результате этого из лидеров рынка превратилась почти в аутсайдера, - обе эти компании крепко повязаны между собой. ЮКОС – довольно крупный (если не брать в расчет, что самый крупный – государство) акционер «Роснефти». Проведя IPO и определив цену акций, «Роснефть» обозначила, сколько процентов ее имущества принадлежит бывшей компании Ходорковского. После аукциона ЮКОС остался владельцем привилегированных акций «Юганскнефтегаза», которые по условиям вливания предприятия в состав «Роснефти» конвертируются в 1 миллиард ее акций, или 9,33% консолидированной компании. Это огромный пакет, если считать, что на IPO «Роснефть» реализовала чуть более 14%. После завершения процедуры банкротства ЮКОСа, как бы не закончился для компании суд, имущество бывшего нефтяного гиганта пойдет с молотка, и кто станет, владельцем лакомой доли, остается только гадать.