В Музее имени Пушкина открылась выставка "Мастера французской афиши"

Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Никита Татарский: Впервые после завершения реставрационных работ в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялся широкий показ коллекции французского плаката конца 19- го, начала 20-го столетий. Многие из работ это настоящие произведения искусства, авторами которых были знаменитые художники.



Лиля Пальвелева: В чопорном зале Музея имени Пушкина, где разместилась выставка "Мастера французской афиши", установили круглые тумбы, оклеенные плакатами, и поставили садовые скамейки, на одну из которой присел юноша с аккордеоном. Если и не реконструкция какого-нибудь парижского бульвара, то, во всяком случае, намек на него. Во все времена печатная реклама в первую очередь была уличной и утилитарной, на долгий срок жизни не рассчитанной, подчеркивает директор музея на Волхонке Ирина Антонова.



Ирина Антонова: Естественно, состояние сохранности многих этих листов небезупречно и довольно долго наши реставраторы работали над реставрацией этого собрания.



Лиля Пальвелева: Разглядывая эти большеформатные листы, можно проследить историю французского изобразительного искусства от 80-х годов 19-го столетия и до 30-х годов века 20-го. Все стили того времени - и импрессионизм, и ар нуво, и ар деко - отразились в этих плакатах.



Ирина Антонова: Французская афиша - это высокоценимые художественные произведения, в этом виде искусства работали, в том числе весьма выдающиеся французские художники, скажем, такие, как Пьер Бонар, Тулуз Латрек, Альфонс Муха, Стейнвен и другие.



Лиля Пальвелева: Среди "других" упомянем О’Галопа, в далеком 1898 году придумавшего торговый знак фирмы "Мишлен" - знаменитого и дожившего до наших дней шинного человечка Бибендума. Сейчас его резиновую фигурку можно увидеть на большегрузных автомобилях, а на выставке есть пара плакатов с этим персонажем.


Однако чаще всего французский плакат рекламировал не товары, а разного рода увеселения. Чего стоят одни только работы Альфонса Мухи - театральные афиши к спектаклям Сары Бернар!


Как утверждает Михаил Бусев, заместитель директора НИИ искусства Академии художеств, выставка французского плаката уникальна во многих отношениях.



Михаил Бусев: Это и история культуры Франции, это и история политической жизни Франции, это и история даже цивилизации, когда мы видим те или иные предметы. Дирижабль, шина, они же не всегда существовали, пишущая машинка, которые входят в культуру, которые меняют ее, и здесь интересно, так пластически, стилистически это выражено.



Лиля Пальвелева: Все экспонаты выставки долгое время хранились в запасниках Музея имени Пушкина и крайне редко экспонировались.