Дмитрий Дубровский: национал-экстремизм — тяжелая социокультурная проблема

Антифашистский марш. Дмитрий Дубровский: «Самая главная проблема, на мой взгляд, это именно то, что имеется одинаковое нигилистическое отношение к праву как среди преступников, так и среди милиции»

В Петербурге представлена книга «Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России», подготовленная фондом «За гражданское общество». Подобное издание выходит в свет уже третий год и исследует взаимоотношения общества и государства при решении проблем расовой дискриминации в любых ее проявлениях. По мнению авторов статей, представленных в сборнике, в 2005 году продолжали развиваться тревожные тенденции и появились новые, еще более тревожные явления.


Проблема расового экстремизма для России стала особенно актуальной в последние годы. Ухудшение отношения к представителям других рас на бытовой почве, нападения на иностранных студентов, убийства по национальным мотивам происходят во многих городах России. И Санкт-Петербург не стал исключением. По мнению исполнительного директора программы Ethnic Studies Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Дубровского, эта ситуация порождает неуверенность в безопасности не только у иностранцев, но и у самих жителей города: «Безопасность должна быть обеспечена не количеством милиции, которая стоит на углу, а неприятием обществом того, что у нас происходит. К сожалению, этого пока нет. Мы пытаемся своими публикациями привлечь внимание общества прежде всего и государства к тому, что это не частные проявления, а это систематическая, большая, серьезная, социальная, если угодно, социокультурная проблема».


Основная беда заключается в том, что в экстремальных случаях пострадавшие зачастую не идут за помощью к милиции, понимая, что это бесполезно. Обществу, самим людям надо изучать законы, учиться уважать их и при этом прилагать все возможные усилия, чтобы заставить милицию, прокуратуру выполнять свои обязанности по защите прав граждан, считает Дмитрий Дубровский: «Самая главная проблема, на мой взгляд, это именно то, что одинаковое нигилистическое отношение к праву как среди преступников, так и среди милиции. Им гораздо проще сделать из любого нападения злостное хулиганство — и на этом все проблемы снимутся. А вот если ему придется еще доказывать какой-то расовый мотив, национальный мотив, тогда каждый реальный случай надо продавливать, надо доказывать, начиная от следователя и заканчивая прокуратурой, дальше судом и так далее. Это все чрезвычайно сложно, потому что выясняется, к сожалению, что есть громадное количество экспертов, которые вам расскажут, что свастика — это такой древний арийский символ, "жид" — это русское народное слово, которое обозначает жадного человека, и так далее. К сожалению, имеется чрезвычайное количество ксенофобных мерзавцев, которые защищают людей, которые убивают других людей только потому, что они другого цвета кожи и другой религии. Вот в этом проблема».


Решить эти проблемы можно только совместными усилиями государственных институтов, общественных организаций и простых граждан.