На встрече министров иностранных дел государств Европейского Союза принято заявление в связи с резким обострением ситуации на Ближнем Востоке. Некоторые обозреватели увидели в заявлении отход от традиционной позиции ЕС по этому вопросу.
В заявлении глав дипломатических ведомств стран ЕС содержится никому конкретно не адресованный призыв к умеренности. Но в нем нет прямого осуждения Израиля, чего добивались некоторые страны Южной Европы. Решающую роль в изменении позиции Европы, которая ранее была выстроена неизменно критично к действиям Израиля, сыграло более сбалансированная политика руководства Франции, считает парижский корреспондент РС Дмитрий Савицкий.
Во внешней политике Франции что при левых, что при правых правительствах проводилась линия на однозначную поддержку арабских стран Ближнего Востока. Объясняется это не только колониальным прошлым страны и тем, что 10% французов имеют североафриканские корни. Арабский мир является и зоной влияния, и экономическим плацдармом французов, он богат нефтью. Кроме того, нельзя забывать о пресловутом желании перечить Белому дому, дабы не выглядеть безропотным союзником на вторых ролях.
Жака Ширака называют большим ливанцем, чем сами ливанцы. Он был близким другом бывшего премьер-министра страны Рафика Харири, погибшего 14 февраля прошлого года от взрыва бомбы. Открытая поддержка Францией арабских стран вместе с затяжной серией антисемитских выходок в стране привели к тому, что израильский кнессет год назад посоветовал французским евреям срочно эмигрировать в Израиль. Похищенный палестинскими радикалами 19-летний Гилад Шалит как раз и принадлежит к поколению молодых французских евреев, решивших таким образом вернуть свой долг исторической родине. Сразу же после случившегося французский МИД предпринял самостоятельные ходы в попытке освободить Шалита и разрядить ситуацию.
Как представляется, в последнее время президент Франции занял более сбалансированную позицию по проблемам региона. Так, на саммите «большой восьмерки» в Петербурге он потребовал, чтобы «Хезболлах» вернула похищенных израильских солдат и прекратила ракетный обстрел Израиля. Последний же должен прекратить бомбардировку Ливана. Впервые президент Франции прямо сказал о том, что в Ливане не может быть двух армий – контролируемой центральным правительством и автономной. При этом Ширак решился и на сильный дипломатический шаг, отправив в Бейрут премьер-министра Доминика де Вильпена и министра иностранных дел Филиппа Дуст-Блази, чтобы тем самым продемонстрировать ливанцам свою солидарность.
На брюссельской встрече министров иностранных дел явно перевесило мнение Германия и Великобритания. Но не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что подавляющее большинство новых членов ЕС раньше входили в советский блок, а их исторический опыт обуславливает более глубокое понимание израильской реакции на внешнюю угрозу.
Не случайно, что прозвучавшее из Брюсселя сдержанное заявление, было предложено Прагой. Депутат Европарламента Ян Заградила (он назван победившей в Чехии на недавних парламентских выборах Гражданской демократической партией кандидатов на пост главы МИД) так пояснил свое видение ситуации: «В своих взглядах на израильско-палестинский конфликт, а также на ситуацию в Ираке государства Европейского Союза более всего расходились. Эти конфликты всегда вызвали наибольшие разногласия. По-настоящему трудноразрешимые проблемы всегда выявляли явные и скрытые интересы отдельных государств. Именно в таких случаях всякий раз становилось ясно, что добиться единой позиции ЕС почти невозможно. Нынешний конфликт - это как раз такой случай.
Что же касается внешнеполитической линии Чешской республики, то она всегда была в этом отношении более сбалансированной, чем позиция большинства старых членов Евросоюза. Уверен, что интересы нашей страны от этого только выиграли. Мы доказали, что умеет заставить остальных прислушаться к нашему мнению, и будет вести себя так и в будущем, вне зависимости от того, каким будет в тот момент чешское правительство.
Первейший интерес Европы видится в том, чтобы не позволить ближневосточному конфликту дестабилизировать ситуацию в самой Европе в области безопасности и в социальной сфере. Необходимо приготовиться к тому, что конфликт этот продлится долго. При этом следует постоянно помнить, что одной из сторон конфликта является государство, отвечающее всем требованиям демократического устройства. Таким государством является Израиль. Однако, в регионе есть и множество стран, где демократических порядков нет вовсе или они находятся только в зародыше. Думается, нет необходимости доказывать, что европейские государства должны с большим пониманием относиться к позиции государства, которое им ближе по своим представлениям о соблюдении демократических норм в жизни».