Последний поклон Берхкампа

В составе лондонского "Арсенала" Деннис Берхкамп четырежды выиграл Кубок Англии и трижды стал чемпионом

В субботу в Лондоне, на новом стадионе «Арсенала», носящем название «Эмирейтс», пройдет прощальный матч Денниса Берхкампа. Соперником «Арсенала» станет амстердамский «Аякс» - первый клуб в карьере одного из самых выдающихся голландских футболистов последних лет.


Для такой яркой и харизматической личности, какой на протяжении почти двух десятилетий был в европейском футболе Берхкамп, титулов у него, пожалуй, маловато. В особенности международных, поскольку с голландской сборной выиграть он не смог ничего, а с клубами – только относительно скромный Кубок УЕФА, хоть и трижды (два раза с «Аяксом» и один – с миланским «Интером»). И, как результат, не получил престижных индивидуальных призов, не признавался лучшим ни в мире, ни в Европе.


Да и карьера его далеко не всегда складывалась гладко. Были и полосы неудач, и периоды недовольства его игрой со стороны тренеров, болельщиков и журналистов, были – по всей видимости, как следствие, и срывы, приводившие к конфликтам и дисциплинарным проступкам. В общем, была карьера Берхкампа, как говорится, противоречивой и неоднозначной.


И, тем не менее, в Лондоне его провожают, как героя, как звезду первой величины. И это справедливо. Наверное, главной удачей в его карьере было то, что после неудачного в целом двухлетнего выступления в «Интере» он перебрался в Англию. И стал не первым, кто смог, так сказать, возродиться на родине футбола – вспомним хотя бы Эрика Кантону.


Нигде не оценят собственно мастерство футболиста так, как в Англии, где формальные показатели карьеры, конечно, учитываются, но не настолько, чтобы заслонить собой самого игрока. Больше ты забил или меньше, выиграл всё что можно или не выиграл почти ничего – это не имеет особого значения. Вот Стэнли Мэтьюз всего-то однажды Кубок Англии завоевал, но разве он не был одним из величайших игроков всех времен?


В Англии ценят, прежде всего, не трофеи и не титулы, не голы и не рекорды, здесь на первом месте всегда душа. Душа самого игрока, которую он полностью отдает футболу, и душа болельщика, которой он, игрок, завладевает на полтора часа. Если свою душу отдал, а душами десятков тысяч завладел, тебе простят любую неудачу.


Деннис Берхкамп отдал футболу свою душу без остатка. Он ведь, подписывая каждый новый контракт, не только зарплату, премиальные или страховку оговаривал, но и такие условия, которые, как он считал, позволят ему лучше выразить себя на поле. Придя в «Интер», настоял, чтобы вместе с ним в команду взяли и Вима Йонка; переходя в «Арсенал», жестко оговорил два пункта: во-первых, ему будет отводиться только одна роль – нападающего второй волны, а во-вторых, лондонский клуб должен купить еще одного полузащитника, чтобы, не дай Бог, не возникло искушения его, Денниса, на этой позиции задействовать. Потому что он хотел не только зарабатывать футболом, но и приносить ему как можно больше пользы.


И приносил. И болельщики это видели и ценили. И провожают его именно в этом качестве – не как великого чемпиона, великого бомбардира, великого рекордсмена и проч., а как великого слугу великой игры.