Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке: пути урегулирования

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ровшан Гусейнов и Кирилл Кобрин.



Андрей Шарый: Десятый день израильская авиация бомбит Ливан, и власти Израиля призывают население Южного Ливана немедленно покинуть этот район. Судя по всему, Израиль готовится к широкомасштабному наступлению. По городу Хайфа на севере Израиля снова нанесен ракетный удар с территории Ливана боевиками организации "Хезболлах".



Ровшан Гусейнов: В пятницу, после дня относительного затишья, жители столицы севера - Хайфы - были вынуждены несколько раз спускаться в убежища. Боевики шиитской радикальной организации "Хезболлах" вновь выпустили из южного Ливана по северу Израиля более 30 ракет. В Хайфе упало около десятка ракет. Повреждено жилое здание, почти разрушено здание почты, сгорел автомобиль в центральном районе города, очень многолюдном в обычное время. Сообщается о 30 пострадавших. Полицейский на месте падения ракеты сказал, что относительно небольшое количество пострадавших при таком взрыве, не иначе как чудо.



Сотрудник полиции: В обычную пятницу здесь бывают тысячи людей. Это говорит о том, что граждане правильно оценивают ситуацию, ведут себя разумно и выходят на улицу лишь, когда это необходимо. Этим и объясняется чудо, которое произошло сегодня.



Ровшан Гусейнов: Звучали сирены и падали ракеты также в городах севера - Афула, Тверия, Кирьят Шмона, Цфат и Роша Пина. Легко ранен один человек. В районе северной границы в ходе боя израильских войск поврежден наблюдательный пост Временного военного контингента ООН в Ливане. Однако неясно, какая из воюющих сторон обстреляла пост ООН. Отмечу, что в пятницу, как и в четверг, из южного Ливана по северу Израиля было выпущено около 30 ракет, в то время как в начале недели падало около сотни ракет в день. Израильские военные накануне объявили, что в результате воздушных налетов ВВС и "локальных" операций спецназа "Хезболлах" потерял значительное число пусковых установок и ракет. Уничтожены подземные блиндажи у северной границы, откуда осуществлялись обстрелы. Сообщается также, что в ливанском городе Тира ВВС уничтожили ракету средней дальности.


Командующий Северным военным округом генерал Уди Адам сообщил журналистам, что армии приходится проводить "точечные" наземные операции на Ливанской территории.



Уди Адам: Не все можно уничтожить с воздуха. Можно разбомбить бункер лидера "Хезболлах" шейха Насраллы, ракетные пусковые установки. Однако засевших под землей, и обслуживающих установки залпового огня боевиков приходится выбивать из блиндажей и окопов. В такие места мы посылаем группы спецназа.



Ровшан Гусейнов: Накануне, с разрешения военной цензуры, было объявлено, что в боях с боевиками у ливанской деревни Марун ар-Рас вблизи границы погибли 4 израильских солдата, а в результате столкновения двух израильских вертолетов "Апачи" в приграничном северном районе Израиля Рамот Нифтали погиб офицер-пилот и ранены три солдата.



Андрей Шарый: В оенные действия на Ближнем Востоке, к сожалению, приобретают характер привычного информационного фона. Теперь пристальное внимание журналистов и экспертов обращается к международному аспекту нового. О попытках мирового сообщества содействовать восстановлению мира и о том, что думают эксперты по поводу урегулирования - мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: За последние сутки с новым заявлением по поводу ситуации в Ливане выступил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Причем, это был не очередной призыв к миру или даже к сдержанности, а план прекращения военных действий. Сразу после выступления Аннана представитель Израиля при ООН Дан Гиллерман отверг это предложение. С подробностями - корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал к немедленному прекращению эскалации конфликта между Израилем и воинствующей ливанской группировкой "Хезболлах". Кофи Аннан высказал резкую критику в адрес "Хезболлах", назвав его главным виновником обострения ситуации в регионе. Признав право Израиля на самооборону, Аннан назвал чрезмерное, по его словам, применение силы Израилем "достойным осуждения".



Кофи Аннан: Самое срочное, что сейчас требуется, - это немедленное прекращение боевых действий по трем существенным причинам. Во-первых - для предотвращения гибели невинных людей и новых страданий. Во-вторых - для полного обеспечения гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждается. В третьих - для того, чтобы дать дипломатам возможность выработать комплекс практических мер, обеспечивающих надежное решение по выходу из нынешнего кризиса. Я повторяю: боевые действия должны быть остановлены.



Аллан Давыдов: В своей речи на заседании Совета Безопасности ООН Аннан в общих чертах представил пакет новых предложений, направленных на стабилизацию положения в районе нынешних боевых действий. Пакет разработан тремя посланниками ООН, которые только что вернулись из Ливана. Предложения, в частности, включают передачу ливанским властям под патронажем Международного Красного Креста двоих израильских военнослужащих, похищенных 12 июля с территории Израиля боевиками "Хезболлах". В пакете также предусматривается разоружение "Хезболлах" при помощи расширенного контингента международных миротворческих сил во исполнение резолюции Совета безопасности ООН от 2004 года. Среди других предлагаемых мер - признание Ливаном определенной ООН границы с Израилем и поступление в Ливан международной помощи по восстановлению.


Кофи Аннан признал, что правительство Ливана, от которого Израиль требует усилить контроль всей территории страны, само стало заложником кризиса, проявив неспособность осуществлять такой контроль с целью пресечения вылазок "Хезболлах". По словам генсека ООН, у него не вызывает сомнения стремление правительства Фуада Сеньоры к демократическим ценностям, и это правительство заслуживает всевозможной поддержки международного сообщества.


Посол Соединенных Штатов в ООН Джон Болтон скептически отреагировал на предложения, выдвинутые Кофи Аннаном. Болтон сказал, что Соединенные Штаты хотят рассматривать прекращение огня как часть всеобъемлющих перемен в регионе и не представляют, как можно договориться о прекращении огня с группой террористов.



Джон Болтон: Как заставить отчитываться террористическую группу? Кто ею управляет и кто поручится за то, что она будет соблюдать прекращение огня? Пока никто не объяснил, каким образом террористическая группа и демократическое государство придут к согласию о прекращении огня.



Аллан Давыдов: Джон Болтон также усомнился в том, что освобождение двух израильских военнослужащих, взятых в заложники "Хезболлах", может служить достаточным предварительным условием для прекращения огня.



Кирилл Кобрин: Администрация США намерена в ближайшие дни попытаться оказать дипломатическое давление на противоборствующие в Ливане стороны. В регион направляется государственный секретарь Кондолиза Райс. Но располагают ли Соединенные Штаты возможностями для такого давления сегодня? Об этом другой корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов побеседовал с американским экспертом Имадом Харбом.



Владимир Абаринов: Имад Харб родился в Америке в семье ливанцев, поэтому все происходящее в Ливане он принимает близко к сердцу. Доктор Харб настроен пессимистически относительно возможных дипломатических прорывов Вашингтона.



Имад Харб: Откровенно говоря, я считаю, что Соединенные Штаты опоздали. Я согласен с тем, что у нас фактически нет партнера для переговоров, и мы не знаем, с кем мы должны сейчас договариваться. Мы можем говорить с Израилем, но он уже пребывает в состоянии войны. Мы можем говорить с ливанцами, но и Ливан уже воюет. Из числа других арабских стран мы, возможно, обратимся к Иордании, Саудовской Аравии и Египту, и при всем своем желании я не могу понять, о чем мы намерены договариваться. Я не думаю, что мы должны обсуждать пути урегулирования конфликта с сирийцами. Мы не раз пытались в прошлом убедить сирийцев повлиять на "Хезболлах", но из этого ничего не выходило, а к тому же мы уже сожгли мосты в отношениях с Сирией. Все это - результат недальновидной политики, попытки сложить все яйца в одну корзину, а именно - поставить знак равенства между политикой Израиля и политикой США.



Владимир Абаринов: Имад Харб считает перспективной идею ввода в Южный Ливан миротворческих сил ООН.



Имад Харб: Да, я верю в идею миротворцев. Не думаю, что Соединенные Штаты охотно примут ее, но это лучшее из возможных решений. Вместе с тем я не хотел бы, чтобы ООН просто ввела войска, не имея долгосрочного плана действий. Мировое сообщество должно помочь правительству Ливана твердо встать на ноги и распространить свой контроль на всю территорию страны. Но в первую очередь необходимо призвать стороны к прекращению огня. Если мы этого не делаем, мы тем самым убеждаем мир в том, что мы не заинтересованы в переговорах.



Владимир Абаринов: Как и многие другие специалисты по региону, Имад Харб полагает, что "Хезболлах" должна оставаться участником политического процесса в Ливане.



Имад Харб: "Хезболлах" - легитимная политическая сила на ливанской политической сцене. Вместе с тем она не должна иметь собственные вооруженные отряды. "Хезболлах" не должна быть политическим игроком в масштабе региона, хотя, разумеется, любая политическая группа в регионе стремится к экспансии своего влияния за пределы государственных границ. Я не считаю их марионетками Ирана. Думаю, у них есть собственные политические расчеты. Я уверен, что "Хезболлах" должна принимать участие в процессе реконструкции страны, но в качестве гражданской, а не военной группировки. Я также думаю, что в изменении отношения к "Хезболлах" есть и израильский аспект - Израиль должен уйти с территории ферм Шебаа, потому что "Хезболлах" отказывается демобилизовать свое военное крыло до тех пор, пока израильтяне не уйдут оттуда.



Владимир Абаринов: Фермы Шебаа, о которых говорит Имад Харб, - полоса земли длиной 14 и шириной два с половиной километра на стыке границ Сирии, Ливана и Израиля. Израиль считает эту территорию своей и удерживает с 1967 года. На мое замечание, что ссылки "Хезболлах" на этот клочок земли как на свидетельство продолжающейся израильской оккупации выглядят просто как предлог для отказа разоружаться, доктор Харб ответил...



Имад Харб: Ну, если это предлог, которым пользуется "Хезболлах", так тем более пусть Израиль уйдет оттуда и лишит "Хезболлах" этого предлога. Если этот клочок земли не представляет никакой стратегической ценности, отдайте его. Зато "Хезболлах" лишится возможности утверждать, что она пытается освободить часть ливанской территории.



Владимир Абаринов: Это был Имад Харб - эксперт Американского Института мира.



Кирилл Кобрин: Российский МИД вчера выступил с заявлением по поводу ситуации в Ливане, возложив часть ответственности на Израиль и в очередной раз обвинив израильское руководство в чрезмерном применении силы, которое приводит к жертвам среди мирного населения.


А в самой России, в Москве, в Агентстве "Интерфакс" была высказана совершенно иная точка зрения на ливанский кризис. На вопросы журналистов отвечали руководители так называемого Арабского форума в Москве, организации российских граждан арабского происхождения, которых насчитывается около 30 тысяч. На пресс-конференции побывал наш корреспондент Сергей Гогин.



Сергей Гогин: Представители Арабского форума в Москве расценивают военную операцию, которую Израиль проводит на юге Ливана, как агрессию. Если накануне посол Израиля в России Аркади Мил-Ман пояснил, что цель операции - освободить захваченных в заложники израильских солдат и разрушить инфраструктуру террористической организации "Хезболлах", то, по словам председателя Арабского форума Аль-Джамили Васселя, партия "Хезболлах" не имеет никаких агрессивных намерений.



Аль-Джамили Вассель: Партия "Хезболлах" приняла большое участие в процессе восстановления Ливана, строила школы, детские сады, приюты для бездомных, дома для престарелых, больницы и жилые дома. Организация "Хезболлах" за эти годы в Ливане переросла из организации национального сопротивления в общественно значимую организацию.



Сергей Гогин: Другой представитель Арабского форума в Москве Ваэль Арзуни объяснил, почему, по его мнению, воевать с "Хезболлах" - значит, воевать с населением Ливана.



Ваэль Арзуни: Уничтожение "Хезболлах" невозможно по определению, так как партия "Хезболлах" является частью ливанского общества.



Сергей Гогин: Ваэль Арзуни считает, что Израиль давно готовил нападение на Ливан и всего лишь воспользовался захватом двух своих солдат в заложники как предлогом для реализации своих агрессивных устремлений. На вопрос, зачем же в таком случае нужно было давать Израилю повод для нападения, лидер Арабского форума Аль-Джамили Вассель ответил...



Аль-Джамили Вассель: В принципе, дело не в них. Если ливанское правительство и "Хезболлах" завтра возьмут и отдадут их обратно, не разрешится вопрос.



Сергей Гогин: Говоря о перспективах урегулирования конфликта, руководитель Арабского форума Аль-Джамили Вассель сказал, что компромисс всегда возможен, но "Хезболлах" никогда не пойдет на прямые переговоры с Израилем, поэтому "Хезболлах" скорее всего прибегнет к услугам посредника, причем это будет германский посредник.



Кирилл Кобрин: Сегодня израильские руководители и лидер группировки "Хезболлах" сделали новые заявления. Израильский министр обороны Амир Перец предупредил, что его страна, в случае необходимости, начнет полномасштабную наземную операцию в Ливане. А шейх Насралла еще раз предупредил, что израильские солдаты, похищенные две недели назад на ливанской границе, могут быть отпущены лишь в обмен на освобождение палестинских и иных арабских заключенных из израильских тюрем.