Российские телеканалы: что запомнилось в праздничные дни.

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие обозреватель Радио Свобода в Москве Анна Качкаева.

Лейла Гиниатулина: Сейчас на прямой связи с нашей студией наш обозреватель и ведущая программы "Смотрим телевизор" на Радио Свобода Анна Качкаева.
Здравствуйте, Анна. Все эти праздничные дни вы внимательно смотрите патриотические программы, которые показывают российские телеканалы. Что вам особенно запомнилось?

Анна Качкаева: Добрый день. Все праздничные российские телеканалы показывали патриотические программы, связанные с Днем Победы.

На самом деле, конечно, не только патриотические, потому что за последние сутки Евровидение и хоккей перекрыли все впечатления от того, что называется празднованием Дня Победы на телеэкране. 9 мая все программирование всех каналов было посвящено этому дню, было стержнем эфира главных национальных каналов. Если говорить о хорошем, то, как всегда, не лицемерными и пронзительными по прежнему смотрелись старые фильмы "Они сражались за родину", "Пять вечеров", "Военно-полевой роман". Наверное, кому-то было приятно пересмотреть картину "Место встречи изменить нельзя", которую целиком показал канал ТВ-3. Замечательный концерт Дмитрия Хворостовского, который исполнял песни военных лет, украсил эфир канала "Россия". "Список Шиндлера" Стивена Спилберга облагорадил эфир НТВ уже почти ночью.

Если говорить о журналистских работах, о премьерах, которых на этот раз было немного, то в 21 час 9 мая в программе "Время" был показан блестящий репортаж Ирады Зейналовой о молодом голландце, который в течение двадцати лет сам восстанавливает имена советских солдат на неизвестных могилах, и восстановил уже, кажется, 120 имен. Выучил русский, приезжает к родным погибших. Вокруг этого кладбища это молодой мужчина организовал жителей своего городка, солдат поминают православным каноном, который хор голландцев поет над памятниками. Достойно, тихо, без пафоса. В финале репортажа - удивительно слова голландца: "20 лет – 120 имен. Моей жизни, не знаю, хватит, а может и не хватит, но, в общем, думаю, что нужно найти открыть еще 600 имен". Замечательный материал - таких, кстати, не хватало в информационных программах. Все меньше и меньше на экранах живых человеческих историй и живых человеческих лиц, в том числе и лиц ветеранов.

На "Культуре" показали документальную, не премьерную, картину - "Цена кадра". Это рассказ о том, как снимали в войну немецкие и советские операторы. Замечательно, конечно, читал стихи о войне Алексей Петренко - также на канале "Культура".

И было несколько любопытных вещей, которые пока мне не ясны. По-моему, впервые парад не комментировал Игорь Кириллов, хотя он жив и здоров. И еще мне показалось, что была как-то секвестирована Минута молчания, которая обязательная к трансляции на всех каналах, независимо от того, что перед этим поминовением стоит в программе. "Минута молчания" в это раз как-то особенно не деликатно была вписана была между сценами фильмов. Наверное, поэтому рахманиновский концерт, его торжественно-грустные аккорды обычно звучащие после молчаливого кадра с могилой неизвестного солдата, не вписались. На канале "Культура" после "Минуты молчания" просто исполнили сам рахманиновский концерт.

Я бы обратила внимание на совсем свежий - 2009 года - фильм "Исчезнувшие" режиссера Островского, с Кириллом Пироговым в главной роли. Это такой спокойный, режиссерски выстроенный фильм о драме людей в партизанском отряде и о том, как складываются их взаимоотношения. Всегда любопытно следить за человеческими характерами, фильм и молодые актеры продолжают традицию по-настоящему хороших фильмов о войне, а вернее – про людей на войне.

Конечно, стоит отметить новый фильм Петра Тодоровского "Риорита". Тут могут быть вопросы к драматургии и сценарию, но материал жесткий, выпадающий из всего того в некотором роде "пригламуренного" дневного эфира 9 мая. В фильме есть и тема насилия над побежденными, и "троек", и человеческой подлости, и расправы. В общем, того всего, чего мне в эти дни не хватало, чтобы "выскочить" из того, во что телевидение неизбежно и настойчиво превращает тему "войны". С одной стороны – литературно-драматический официоз в стилистике больших концертов в Кремлевском дворце в присутствии президенте и министра обороны, с другой - в "гламурную" тему "милитари", когда даже в "Ледниковом периоде" ряженные в гимнастерки и кители катаются под военные песни. "Рскраска" Первого фильма "В бой идут одни старики" поделикатнее, чем "Мгновения" на втором, хотя само ракрашивание – тоже метафора нынешнего празднования Победы: чем дальше от войны, тем пышнее и декорации и ярче картинки. Вот и Владимир Путин, поклонившись, Вечному огню, посетил "Евродом", который развернули рядом с Кремлем.

Виктор Астафьев писал по поводу того, как мучительно прозревать по поводу величия Победы и драмы войны: "Как трудно принять, что великой Победой мы оправдываем потери и самоуничтожение народа". В конце праздничных дней, после шума парадов и грохота салютов, в ночном эфире эти драматические темы звучали. Дневной же эфир – эфир для широких масс - выглядел довольно декоративно, нарядно, позитивно и порой просто превращался в сплошной праздник-концерт. "Победный эфир" может быть не один на всех. Повеселее для тех, кто просто празднует. Поумнее и потрагичнее для тех, что еще не отвык от мысли и смысла на телеэкране.

Лейла Гиниатулина: Спасибо, Анна.