Сегодня в Америке. Это страшное для политика слово «коррупция». Хиллари Клинтон – голливудский кандидат в президенты



Юрий Жигалкин: Это страшное для политика слово «коррупция». Хиллари Клинтон – голливудский кандидат в президенты. Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».

Вопрос коррупции среди политиков может стать гораздо более весомым фактором в определении того, какой из партий достанется большинство в Конгрессе после промежуточных выборов, которые пройдут осенью. Тревожным сигналом для республиканцев стало поражение на первичных выборах одного из ведущих консервативных политиков, бывшего главы Христианской коалиции, бывшего советника президента Буша Ральфа Рида. Считается, что фатальной для политического будущего Рида стала его близость к печально знаменитому лоббисту.


Слово – Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: 19 февраля 2000 года на первичных выборах в Южной Каролине в ходе президентской кампании Джордж Буш-младший победил однопартийца Джона Маккейна, что в конечном счете открыло ему путь в Белый дом. По признанию самого Буша он вырвал победу благодаря сплочению вокруг него консервативных христиан, ядром которой является Христианская коалиция. Эту влиятельную коалицию возглавлял в те дни блестящий 40-летний Ральф Рид, который, став одновременно советником в предвыборном штабе Буша, привлек на его сторону миллионы религиозно настроенных избирателей.


На ушедшей неделе Ральф Рид, одна из крупнейших фигур в рядах республиканцев, не смог добиться номинации от Республиканской партии на первичных выборах вице-губернатора штата Джорджия. Оппонент Рида – сенатор штата Кейси Кейгл – сразил его постоянным напоминанием о том, что Рид имел тесные и небескорыстные связи с лоббистом Джеком Эйбрамоффом, главным действующим лицом скандала о коррупции среди американских законодателей. Предвыборный штаб Кейгла разместил в эфире радиостанций штата антиридовский ролик.



Диктор: Рид заявляет, что азартные игры аморальны, но он брал миллионы долларов от Эйбрамоффа, чтобы помогать казино. Он поддерживал азартные игры в Интернете, выступал с нападками на консервативных республиканцев, настроенных против него, и отмывал свои барыши через свои некоммерческие организации.



Аллан Давыдов: Ральфу Риду не было предъявлено юридических обвинений. Тем не менее, он стал первым фигурантом предвыборной кампании, павшим жертвой расследования о политической коррупции. Представители обеих ведущих политических партий уверяют, что эта жертва будет далеко не единственной, некоторые наблюдатели говорят, что эпизод политического провала Рида, что называется, знаковый. Республиканцы опасаются, что в свете расследования дела Эйбрамоффа нелицеприятные факты могут всплыть в отношении не менее чем шести их однопартийцев, которые хотят занять кресла как в верхней, так и в нижней палатах Конгресса в ноябре этого года. В первую очередь этого касается добивающихся переизбрания конгрессмена Роберта Нея и сенатора Конрада Бёрнса. Полтора месяца назад под натиском уголовных обвинений досрочно ушел в отставку лидер республиканского большинства в Палате представителей Том Дилэй. Политическая – и не только – судьба нескольких законодателей-демократов также под угрозой. Уже идет расследование о коррупции в отношении конгрессменов Алана Моллохэна и Уильяма Джефферсона. Последний прославился тем, что его офис был обыскан агентами ФБР – впервые в истории Конгресса.


За считанные месяцы до выборов в Конгресс республиканцы хотят во что бы то ни стало сохранить за собой большинство в обеих палатах. Однако опыт политика Ральфа Рида, который шесть лет назад сплотил правых консерваторов вокруг республиканского кандидата в президенты, а сейчас был отвергнут из-за связей с нечистоплотным лоббистом, свидетельствует, по мнению наблюдателей, что эти надежды могут оказаться и неосуществимыми.



Юрий Жигалкин: Е сли верить статистике, у американских политиков есть повод для тревог. Лишь 52 процента американцев считает, что законодатели столь же честны, как средний американец, 44 процента ставят их уровень честности ниже среднеамериканского.


Могут ли такие представления стать важным фактором в определении того, кому американцы отдадут свой голос? Вот что говорит в интервью Яну Рунову президент Фонда общественной политики в Атланте Роджерс Уэйд.



Роджерс Уйэд: Избирательная кампания конгрессменов обычно базируется на вопросах, касающихся их избирательного округа и в гораздо меньшей степени – на вопросах общенациональной политики. Статистика показывает, что большинство избирателей, как правило, считают своего представителя в Конгрессе, ведущего кампанию за переизбрание на второй срок, вполне достойным депутатом. Коррумпированных же политиков хватает и среди республиканцев, и среди демократов. Партийная принадлежность и идеологические взгляды здесь не играют роли. Дело не в партии, а в человеческой природе. Ничего необычного в нынешних случаях нет. Во время выборов, как правило, всплывает какой-нибудь скандал, и вне выборов тоже. Поэтому я не думаю, что на результатах выборов скажутся факты расследования и обвинения отдельных политиков в коррупции.



Ян Рунов: Можно ли назвать успешной борьбу с коррупцией в Конгрессе, если искоренить ее невозможно?



Роджерс Уйэд: Я думаю, в общем борьба ведется успешно. Состав Конгресса в целом отражает состояние всего общества. Большинство законодателей – люди порядочные, положительные, иначе бы их не выбрали. Среди них есть умные, есть посредственные, и есть в этой корзине пала «гнилых яблок». Они думают, что раз они депутаты, то им все сойдет с рук. В конце концов, они попадаются. Так конгрессмен-республиканец из Калифорнии Дюк Кеннингхем ушел в отставку, признав себя виновным во взяточничестве и неуплате налогов. До него конгрессмен-демократ из Огайо Джеймс Трафикант сел в тюрьму за рэкет и взяточничество. В 1980 году конгрессмен-демократ из Пенсильвании Оззи Майерс принял взятку, как он думал, от арабского шейха, который на самом деле был сотрудником Федерального бюро расследований. Коррумпированный депутат может быть наказан, либо когда хочет получить мандат на новый срок, а избиратели ему больше не верят, либо когда коллеги-конгрессмены сторонятся его, и тогда его работа в Конгрессе перестает быть эффективной, либо, наконец, когда следователи разоблачают конгрессмена и вынуждают его уйти.



Ян Рунов: Роджерс Уэйд, президент Фонда общественной политики в штате Джорджия, говорит, что не знает ни одного явного, даже очень изобретательного мошенника, который бы долго оставался членом Конгресса.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


С ее супругом любили появляться на подиуме и фотографироваться главные дамы Голливуда. Ее политические замыслы, причем, самые честолюбивые готовы финансировать ведущие герои экрана, щедро жертвующие на переизбрание Хиллари Клинтон сенатором от штата Нью-Йорк. Впрочем, не секрет, говоря о Сенате, верные поклонники четы Клинтон хотят вернуть ее в Белый дом. Как американцы относятся к пропагандистским усилиям голливудских звезд и идее избрания президентом женщины? Моя коллега Рая Вайль вышла на улицу с микрофоном.



Рая Вайль: Если в Голливуде есть «код Да Винчи», то Хилари Клинтон его разгадала. Звезды первой величины, такие как Том Хэнкс, Билли Кристалл, Бет Мидлер, Оувен Уилсон и многие другие киношные, спортивные и музыкальные знаменитости, пожертвовали нью-йоркскому сенатору в последние месяцы суммы, обычно ассоциирующиеся с кассовым сбором только что вышедшего фильма или со взносом в потенциальную президентскую компанию 2008 года.



Джеймс: Женщина-президент? А почему бы и нет (говорит средних лет мужчина с сильным британским акцентом, назвавшийся Джеймсом). Я бы за женщину голосовал. И к мнению знаменитостей я прислушиваюсь. Среди них есть очень умные, толковые люди.



Рая Вайль: Так или иначе, считает Джеймс, мы все находимся под чьим-то влиянием, даже те, кто в этом не признается. Политические партии, религия, пресса, даже друзья, все влияет. Две девчонки, сопровождающие моего британца, совсем молоденькие, лет по 16-17, согласно кивают головами. Через два года они смогут участвовать в выборах.



Лайла: Мы обязательно будем голосовать за женщину. Ну, во-первых, потому, что у нас никогда не было женщины президента. Надо попробовать, она может все изменить к лучшему. У женщин представления о жизни другие, более миролюбивые, чем у мужчин, и они больше думают о здоровье, об окружающей среде, чтобы чисто везде было.



Рая Вайль: И бойкая Лайла, и тихая Инди обожают Тома Ханкса и Оувена Уилсона, и то, что оба они поддерживают Хилари Клинтон, произвело на девушек сильное впечатление.



Лайла: Я думаю, они знают, что делаю. Оба – люди с соображением. И если они поддерживают Хилари Клинтон, то и мы будем. Она женщина активная, энергичная, умеет добиваться своего. И потом у нее какой-то опыт есть, все-таки муж был президентом.



Рая Вайль: Известно, что Хилари Клинтон собрала на сегодняшний день на свою избирательную кампанию в Сенат 43 миллиона долларов, и половину из них уже потратила. Это больше того, что собрал за уик-энд фильм с Оувеном Уилсоном «Ты, я и Дупри».


Менеджер «Сити-банка» по имени Майкл Руссо замахал руками…



Майкл: Хилари в президенты?! Только не она. Почему? Да мне часа не хватит, чтобы на это ответить. Она дутая фигура, ей доверять нельзя. А то, что ее поддерживают знаменитые спортсмены, музыканты, актеры, это их личное дело. На меня это никак действует, у меня своя голова на плечах есть. Я читал, что она миллионы потратила на то, чтобы обзавестить списком потенциальных пожертвователей, на одни только марки за последние три месяца 200 тысяч ушло. Да не будет она президентом, нет у нее шансов! И вообще, я думаю, Америка еще не готова к женщине президенту. Когда будет готова? Не знаю, думаю, что скоро.



Рая Вайль: 33-летняя Фали Сван тоже считает, что женщина-президент появиться в Америке значительно скорее, чем многие думают.



Фали: Но если суперзвезды поддерживают Хилари Клинтон, это вовсе не означает, что мы должны на них ориентироваться. Все зависит от того, каков кандидат. Не знаю, буду ли я голосовать за Хилари Клинтон, но если буду, то уж точно не потому, что Дженифер Лопез жертвует тысячи долларов на ее компанию. Хилари вполне достойный кандидат, но, посмотрим, какую программу она нам представит, как будет вести себя во время предвыборной кампании. А вообще, я за то, чтобы женщина была президентом. Тем более что нас уже подготовили: Джина Девис, которая играет президента в телесериале, замечательно справляется со своими обязанностями. В конце концов, уже XXI век, пора...



Юрий Жигалкин: Репортаж вела Рая Вайль.


«Я рада» - поет Дженнифер Лопес поклонница политического таланта и финансовый донор Хиллари Клинтон.