Заступницу собак оправдали

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Катыс.



Александр Гостев: Радио Свобода уже рассказывала об уголовном преследовании москвичи Лидии Поповой, выступившей в защиту бездомных собак и обвиненной в избиении двух милиционеров. 21 июля в этом деле была поставлена точка. Через 15 минут после начала шестого заседания судья объявил о прекращении уголовного дела против Лидии Поповой.



Марина Катыс: История эта началась 14 сентября 2005 года, когда жительница Северо-Восточного административного округа Москвы Лидия Попова увидела, что вблизи управы "Ростокино" производится нелегальный отлов стерилизованных животных, которым руководил сам глава управы Петр Поволоцкий. В службе отлова диких животных Лидии Поповой подтвердили, что данный отлов незаконный.


Попова пыталась объяснить главе управы, что он нарушает закон, однако господин Поволоцкий вызвал милицию, которая задержала 59-летнюю пенсионерку Лидию Попову. А через несколько дней Лидия Попова узнала, что против нее возбуждено уголовное дело, и только спустя 10 месяцев, 21 июля, суд закрыл это дело в связи с тем, что "предоставленные доказательства не подтверждают предъявленные обвинения".


Моя собеседница - президент центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова.



Ирина Новожилова: На наш взгляд, другого варианта и не было. Потому что, если бы все-таки приговор был обвинительный, тогда нужно признать, что постановление Лужкова не работает в Москве. На прошлом заседании в качестве свидетеля была приглашена экс-глава отдела городской фауны правительства Москвы, и она подчеркнула, что отлов 14 сентября прошлого года был незаконным. Лидия Попова пыталась встать на сторону закона, объяснила главе управы, что отлов незаконный, им инициированный. А милиция, приехав на место, не разобралась и почему-то схватила как раз Попову, а не нарушителей закона.



Марина Катыс: Но ведь нарушение закона было, это объективно. Собак отлавливали, и это было сделано незаконно, это было сделано по указанию главы управы "Ростокино" господина Поволоцкого. То есть суд не интересовали эти подробности.



Ирина Новожилова: Я думаю, это сейчас следующий этап. Естественно, руководству Северо-Восточного округа придется ответить за свои действия. Естественно, мы подадим и в отношении действий руководства СВАО, и в отношении милиции и Останкинской прокуратуры свои заявления.



Марина Катыс: Но ведь, кроме всего прочего, в тот момент, когда Лидию Попову, а я напомню, что это женщина 59 лет, задерживали милиционеры, ей были нанесены травмы, которые она зафиксировала в травмпункте, и эти документы были предъявлены суду. Это как-то было оценено при судебном разбирательстве?



Ирина Новожилова: На наш взгляд, дело должны были давно закрыть. И мы надеялись, что это вообще произойдет на первом же заседании, настолько оно абсурдно. Тем не менее, этого не происходило, было шестое заседание, которое только закончилось победой. Хотя я хочу напомнить, что на прошлом, пятом заседании уже наступил переломный момент, когда сторона обвинения попыталась отозвать обвинение на пересоставление. Адвокат категорически отказался от такого сценария, сказал, что "нам нужна безоговорочная победа".



Марина Катыс: Если смотреть здраво на все происходившее 14 сентября 2005 года, то, вполне очевидно, что и глава управы Петр Поволоцкий, и представители милиции, уже когда дело было передано в суд, понимали, что их позиция проигрышная, что не удастся привлечь к ответственности 59-летнюю пенсионерку, которая как раз выступила на стороне защиты закона. Зачем они вообще настаивали на продолжении этого дела?



Ирина Новожилова: Мне кажется, они на каком-то этапе только смогли понять, что Попова намерена с ними состязаться. То есть они как-то себя переоценили, они посчитали, что они на ура просто проведут это дело.



Марина Катыс: И что, они действительно ставили целью, ведь там речь шла о сроке до 5 лет лишения свободы, посадить 59-летнюю женщину?



Ирина Новожилова: Видимо, настолько совесть их позволяла выдвинуть такой приговор, хотя нам кажется это просто невозможным.


Руководство СВАО систематически нарушает постановление правительства Москвы о запрещении убийства кошек и собак на территории Москвы. Это просто, по сути, государство в государстве. В тот день именно с их стороны было очередное нарушение. Милиция, не разобравшись на месте, превысила свои полномочия, потому что Попова была избита, это подтвердили справки из травмпункта, и Попова была продержана семь с половиной часов без составления протокола в комнате для задержанных. И, наконец, прокуратура, куда Попова принесла заявление с приложенной справкой из травмпункта, не приняла ее заявление.



Марина Катыс: Как это было мотивировано?



Ирина Новожилова: Я не могу сказать, какая точно там была мотивация, потому что они тотчас выдвинули против нее дело, использовав, по всей видимости, 38-ую статью Уголовного кодекса о том, что милиция может даже избивать людей, если они оказывают сопротивление. То есть все было вывернуто так, как будто бы Попова с самого начала стала оказывать сопротивление милиции. Вот это очень страшный момент.



Марина Катыс: Я понимаю, что это несколько риторический вопрос. Но ведь и глава управы Петр Поволоцкий, и милиционеры, которые нанесли телесные повреждения Лидии Поповой, а потом обвинили ее в том, что она их же и избила, они, в общем, нанятые работники. Нанятые населением для того, чтобы защищать интересы населения. Почему же все переворачивается с ног на голову? Почему население оказывается все время в положении бесправном?



Ирина Новожилова: Весь ужас как раз в том, что постановление правительства Москвы нарушал глава управы, чиновник вообще высшего ранга.



Марина Катыс: Если говорить о состоянии Лидии Поповой, вот она выиграла суд с помощью общественных организаций, при поддержке москвичей. Каково ее настроение после того, как она узнала, что уголовное преследование в ее отношении прекращено и дело закрыто?



Ирина Новожилова: Конечно, она испытывает большую радость. Человек, собственно, приходит в себя после целого году, по сути, издевательств. За это время Попова уже успела не раз побывать в больнице, практически получила микроинсульт. Это все очень тяжело дается. Человек ходил все это время с мыслью, что она может получить реальный срок размером в 5 лет. Наверное, не очень легко жить с такой мыслью было, и за что.



Марина Катыс: Центр "Вита" выражает огромную благодарность адвокату Евгению Черноусову и всем россиянам, выступившим в защиту Лидии Поповой.