«В деле об экстрадиции речь идет о гарантиях на справедливый суд»

«Какое бы обвинение не выносилось в отношении Закаева, вероятность отказа достаточно высока»

Генеральная прокуратура обвиняет Ахмеда Закаева в возбуждении ненависти и вражды в отношении групп лиц по признакам национальности. В 2003 году бритакский суд отклонил запрос российских властей об экстрадиции Закаева. О проблемах, которые возникают при разрешении судом вопроса об экстрадиции, в интервью Радио Свобода рассказал британский адвокат Дрю Холинер.


- Достаточно ли новых обвинений для экстрадиции Ахмеда Закаева?


-Во-первых, надо сказать, что есть достаточно упрощенная процедура между Великобританией и Россией, что касается экстрадиции, поскольку оба - участники Европейской конвенции об экстрадиции. Если это действие является преступлением в обоих государствах, тогда это может стать основанием для возбуждения этой процедуры. Проблема в случае Закаева заключается в том, что уже есть судебное решение, в котором ему был предоставлен статус беженца на том основании, что в России его преследуют по политическим мотивам. Несколько лет назад это решение было основано, по мнению британских судей, на том, что предъявленные обвинения Закаеву носят политический характер, и он не получит справедливое судебное разбирательство в России и что даже, существует вероятность применения к нему пыток. Поэтому, какое бы обвинение не выносилось в отношении Закаева, сейчас с получением этого статуса, если Российская Федерация не сумеет убедить суд в том, что эти обстоятельства изменились, вероятность отказа достаточно высока.


- Статус политического беженца дает своего рода индульгенцию на процесс депортации или экстрадиции?


- Я бы не сказал, что это дает индульгенцию. Я бы сказал, что это создает ситуации, когда государства, у которых просят о выдаче (в данном случае Великобритания), относятся с подозрением к подобного рода просьбам. Это не свидетельствует о том, что они даже предполагают его невиновным, суд может посчитать, что есть достаточно оснований считать, что он может подвергаться уголовному преследованию. Но с точки зрения британского суда в деле об экстрадиции не дается оценка виновности или невиновности, а о гарантиях на справедливое судебное разбирательство внутри России.


- То есть мало доказать его вину, нужно еще и внутри России отладить систему правосудия?


-Вот это уже зависит от того, насколько человек согласен с этой оценкой. Точнее, я бы сказал, что нужно убедить британский суд, что Закаев сможет получить справедливое судебное разбирательство в России