Социолог Борис Дубин – о ядерных страхах россиян

25 лет прошло со дня чернобыльской катастрофы. Тогда на советской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор. Насколько важна для российского общества память об этом событии? Связывают ли люди эту трагедию и трагедию японской "Фукусимы"? Что думают о перспективах развития атомной энергетики?

По свидетельству заведующего отделом социально-политических исследований Левада-центра Бориса Дубина, российское общество хорошо помнит чернобыльскую катастрофу:

– Чернобыльские события достаточно прочно держатся в памяти россиян. Для них это – главное событие ХХ века. Можно сказать, что события ХХ века в общественном сознании расположены где-то между Октябрьской революцией и распадом Союза. И Чернобыль рассматривается, в некотором смысле, как знак предстоящего распада, как техногенная катастрофа, которая повлекла за собой катастрофу социальную, политическую и т. д. Поэтому место чернобыльского взрыва и всего, что за ним последовало, – в первой пятерке главных событий ХХ века.

Говоря о проблемах, которые вскрыла авария на Чернобыльской АЭС, люди стабильно отмечают три позиции (хотя в разные годы на первое место выходила то одна, то другая). Проблема первая: катастрофа – следствие технических неполадок, то есть – "сделали плохо". Вторая проблема: катастрофа произошла из-за невнимания персонала, то есть – "следили плохо". И третья проблема – это сохраняющаяся угроза для населения, незащищенность людей. Вот этот третий пункт не сильно уступает первым двум. Можно сказать, что ощущение незащищенности, может быть, именно тогда родилось у россиян и сохраняется вплоть до нынешнего дня.

Кстати, недавня авария на японской атомной станции вызвала острую реакцию россиян. Очень велика доля тех, кто знает об этом событии, следил за новостями из Японии, – это почти 100% российского населения. И чувствуется большое желание помочь: фактически 2/3 россиян говорят, что готовы оказать помощь пострадавшим в этой катастрофе. Надо сказать, что авария на японской АЭС повлияла на отношение к атомной энергетике. Порядка 40% опрошенных считают, что эту энергетику либо вовсе надо закрывать, либо очень серьезно сворачивать.

Японскую трагедию многие наши респонденты восприняли как некоторый знак того, что подобное может случиться и в нашем отечестве, учитывая состояние российской технической базы, уровень обслуживания и т. д. Россияне ведь уже много лет живут с ощущением, что они плохо защищены. Люди считают, что технические катастрофы – это одна из главных опасностей, которую несет сегодняшней российской жизни техническая цивилизация. Опасения, что в России может повториться чернобыльская катастрофа, довольно сильны. Конечно, они не так остры как, скажем, 10 и более лет назад, когда еще была свежа память о чернобыльских событиях. Но и сейчас 56% взрослых россиян считают, что повторение подобного "довольно вероятно" и "очень вероятно". Им противостоят 36% россиян, которые считают, что это "маловероятно" и "совсем исключено". Иначе говоря, почти вдвое выше доля тех, кто считает эти события, к сожалению, вероятными и чрезвычайно вероятными.

Дело, думаю, и в том, что события в Японии оживили, подновили и сделали более острыми те опасения, которые для большинства россиян привычны. Они сделали их более актуальными, более, к сожалению, близкими. И в целом повысили градус тревожности в обществе, – отмечает Борис Дубин.

На вопрос, с чем, в первую очередь, были связаны проблемы после Чернобыльской катастрофы в 1986 году, 48% опрошенных Левада-центром отвечают: с тем, что советское руководство пыталось замолчать факт аварии, не эвакуировало население из опасных регионов и не сразу взялось за ликвидацию последствий. А 46% граждан уверены, что главной бедой был сам факт аварии и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Сегодня на вопрос "Что представляет наибольшую опасность для человечества?" 26% россиян отвечают: атомная энергетика.