100 лет со дня рождения Карла Шиллера

Ирина Лагунина: 24 апреля исполнилось сто лет со дня рождения Карла Шиллера – немецкого социал-демократического политика и экономиста. В конце шестидесятых - начале семидесятых годов он возглавлял в ФРГ министерства экономики и финансов. Шиллер стал основным разработчиком принятого в 1967 году Закона о поддержке стабильности и экономического роста. Шиллер был сторонником идей британского ученого Джона Кейнса и придерживался теории так называемого магического четырехугольника, в основе которой лежат четыре макроэкономических индикатора – темпы инфляции, уровень безработицы, прирост национального богатства и равновесие платежного баланса. Усилиями Карла Шиллера в ФРГ на законодательном уровне была закреплена теория "глобального подоходного налога". Вместе с Людвигом Эрхардом Шиллера относят к числу крупнейших немецких экономистов послевоенного времени. Рассказывает корреспондент радио "Свобода" в Германии Александр Хавронин.

Александр Хавронин: В 1966 году журналисты задали вопрос Карлу Шиллеру, возглавлявшему в ту пору Министерство экономики ФРГ: "Господин министр, вы смотрите на ценники, когда покупаете рождественские подарки?" На что тот вполне серьезно ответил: "Конечно. Если у меня есть время, я всегда стараюсь тщательно проанализировать ситуацию на рынке. И прежде чем что-то купить посещаю несколько магазинов для сравнения. Свое домашнее хозяйство я веду по макроэкономическим законам. То же самое советую делать и другим". Конец цитаты. Современники Карла Шиллера говорят, что этот человек любил давать советы окружающим вне зависимости от того, просили ли они его об этом или нет. Карл Шиллер был прекрасным оратором. Различные стилистические фигуры (аллегории, аллюзии, символы) всегда украшали его речь. С его подачи в немецкий язык вошли выражения "согласованная акция", "социальная симметрия", "глобальное налогообложение". В 1994 году на траурной церемонии прощания с Карлом Шиллером именно об ораторском таланте этого человека говорил тогдашний лидер социал-демократов Йоханнес Рау:

Йоханнес Рау: Из чьих уст вы еще услышите такие фразы, как "подъем по заказу", "политика через край тарелки"? Кто еще обратится к вам с воззванием: "Товарищи, оставьте чашки в шкафу!" Или с требованием: „Коней нужно снова напоить!“.

Александр Хавронин: Наставления, которые пытался давать Карл Шиллер, нравились далеко не всем. Вспоминает Карл Отто Пёль, с 1980-го по 1991-й годы возглавлявший Бундесбанк:

Карл Отто Пель:
Шиллер был на редкость своенравным человеком. Однако при этом я, нужно признаться, восхищался им. В целом же коллеги Шиллера по кабинету министров недолюбливали из-за его чрезмерного высокомерия, часто язвили над ним.

Александр Хавронин: Сегодня многие в Германии вспоминают Карла Шиллера как автора афоризмов, как амбициозного, порой черствого, порой экстравагантного политика. И при этом забывают о заслугах этого человека, во многом благодаря которому в ФРГ был принят Закон о поддержке стабильности и экономического роста, основанный на теории четырехугольника (темпы инфляции, уровень безработицы, прирост национального богатства и равновесие платежного баланса). С 1971-го по 1972-й годы Шиллер одновременно возглавлял министерства экономики и финансов и являлся тогда одним из наиболее влиятельных политиков ФРГ.
Он родился в Бреслау, в Силезии. Сегодня это польский город Вроцлав. Родители Карла Шиллера развелись, когда он был совсем маленьким. Отец, потерявший в двадцатые годы из-за экономического кризиса работу инженера, не мог помогать сыну финансово. Мать вынуждена была работать на двух работах, чтобы юноша смог окончить гимназию. С детства этот человек всего добивался сам. В 1931 году Карл Шиллер начал изучать экономику и право в Университете Киля. Продолжил учебу в вузах Франкфурта-на-Майне, Берлина и Гейдельберга. В 1935-м, уже став дипломированным специалистом, Шиллер вернулся в Киль и начал руководить исследовательской группой в местном Институте мировой экономики. Спустя два года вступил в ряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Биографы Карла Шиллера утверждают, что этот шаг был сделан не из идейных, а из сугубо конъюнктурных соображений: якобы Шиллер хотел получить таким способом больше возможностей для занятия наукой. После окончания Второй мировой войны он изменил партийную принадлежность и стаол социал-демократом. Экономика Германии была разрушена. Интеллектуалы СДПГ, которую в ту пору возглавлял Курт Шумахер, старательно искали так называемый "третий путь" развития страны, который бы отличался, с одной стороны, от плановой социалистической экономики ГДР, а с другой – от жесткой либеральной модели многих западных стран. В дискуссии о будущем Германии участвовали такие светлые головы социал-демократов, как политолог Рихард Левенталь и правовед Рудольф Цорн. К ним быстро подключился и Карл Шиллер, обладавший немалыми политическими и научными амбициями. Он считал, что послевоенная Германия нуждалась в реализации идей британского экономиста Джона Кейнса, основателя кейнсианства. В своих трудах и речах Карл Шиллер неоднократно повторял фразу: "Рынка должно быть столько, сколько возможно. А государства – столько, сколько необходимо". Говорит соратник Карла Шиллера Клаус фон Донани – социал-демократ, с 1972-го по 1974-й годы занимавший пост министра образования и науки:

Клаус фон Донани: Известный афоризм Карла Шиллера о том, что "коней нужно снова напоить" означает следующее. В стране должны быть созданы такие условия, чтобы предприятиям было выгодно официально получать прибыль. В противном случае ни о какой разумной экономической политике не может быть и речи.

Александр Хавронин: В 1948 году Карл Шиллер стал сенатором Гамбурга по вопросам экономики и транспорта. Его основное внимание - улучшение работы городского порта. Спустя пять лет, после поражения социал-демократов на выборах в парламент Гамбурга, Шиллер вернулся в науку, стал ректором Гамбургского университета. В 1961-м переехал в Берлин. Вилли Брандт, будущий канцлер ФРГ и тогдашний правящий бургомистр Западного Берлина, взял Карла Шиллера в свою команду. И с этим в биографии Карла Шиллера начался "золотой период". Он опубликовал труд "Экономист и общество. Либеральный и социальный элемент в современной экономической политике". Шиллера все чаще сравнивают с "отцом немецкого экономического суда" Людвигом Эрхардом. Ближайшего соратника Вилли Брандта охотно приглашают различные отраслевые союзы. Во время этих встреч Шиллер не устает повторять свой центральный экономический тезис:

"Без стабильности не может быть ни конкурентоспособности страны на международном уровне, ни функционирующего рынка капитала. И, что также очень важно, без стабильности нет социальной справедливости".

Александр Хавронин: 1966 год. В ФРГ появились свежие данные о числе безработных в стране. Таковых оказывается 161 тысяча. По сегодняшним меркам – смешная цифра. Для сравнения: сейчас число безработных в Германии превышает три миллиона. Однако тогда, 45 лет назад, эти статистические данные повергли многих немецких политиков в шок. Впервые в истории ФРГ сформировалась так называемая большая коалиция с участием двух ведущих политических сил страны – блока ХДС/ХСС и социал-демократов. И в одном правительстве оказались Карл Шиллер, в качестве министра экономики, и лидер баварского Христианско-социального союза Франц Йозеф Штраус. Он занял пост министра финансов. Хотя взгляды и характеры этих людей сильно отличались друг от друга, сотрудничество получилось на редкость плодотворным и бесконфликтным. Шиллер претворил идеи Кейнса в жизнь. Бундестаг принял Закон о поддержке стабильности и экономического роста. Осуществилась программа так называемых согласованных действий с участием государства, работодателей и профсоюзов. В 1967 году число безработных снизилось. Карл Шиллер записал это себе в актив. Многие немецкие экономисты, правда, заявили, что успехи, скорее, связаны с ростом экспорта, чем с инициативами нового правительства. Однако в глазах немецкой общественности Карл Шиллер предстал государственным деятелем, сумевшим обуздать безработицу. На парламентских выборах 1969 года социал-демократы праздновали победу. Многие политологи связывали успех СДПГ с деятельностью именно Карла Шиллера. В новом правительстве, которое возглавил Вилли Брандт, Шиллер вновь занял пост министра экономики. А в 1971 году параллельно возглавил и министерство финансов. Пресса стала называть Шиллера "суперминистром".
В начале семидесятых власти ФРГ быстро забыли о короткой рецессии конца шестидесятых. Экономика росла, росли и доходы населения. Вилли Брандт наметил увеличение бюджетных расходов. Шиллер выступил категорически против этого. Как истинный кейнсианец он настаивал на том, чтобы государство проявляло сдержанность и продолжало консолидировать бюджет, даже несмотря на рост доходов. 7 июля 1972 года в знак протеста против планов правительства Карл Шиллер подал в отставку. Свое решение он мотивировал так: "Я не готов поддерживать политику, которая производит впечатление того, что правительство живет по принципу: „После нас хоть потоп“". Конец цитаты.
Говорит соратник Карла Шиллера, социал демократ Клаус фон Донани:

Клаус фон Донани: В той ситуации он попытался защитить принципы. Возможно, Шиллер проявил излишнюю принципиальность. Однако его отставка стала финальным аккордом в дискуссии властей о дальнейшем развитии экономики ФРГ.

Александр Хавронин: Через несколько недель после своей отставки Карл Шиллер вышел из рядов Социал-демократической партии Германии. Более того. Перед выборами в бундестаг 1972 года он открыто агитировал за Христианско-демократический союз. В ответ на это писатель Гюнтер Грасс в публичной форме отрекся от дружбы с Карлом Шиллером. В ряды СДПГ Карл Шиллер вернулся спустя восемь лет. Произошло это благодаря личным стараниям тогдашнего лидера социал-демократов Йоханнес Рау.
При всей популярности этого политика о личной жизни Карла Шиллера известно немного. Он ее не афишировал. Известно, что Шиллер три раза был женат, имел четырех детей, интересовался джазом. Старался вокруг себя иметь людей, которые были моложе его. Вспоминает Клаус фон Донани:

Клаус фон Донани: Я никогда не забуду историю, которую мне рассказал Вилли Брандт, будучи правящим бургомистром Западного Берлина. Приехала государственная делегация из США. А Шиллер стоял в группе сопровождающих. Член делегации спросил Брандта: "Кто этот студент?" Брандт рассмеялся и ответил: "Это мой сенатор по экономическим вопросам.

Александр Хавронин: Шиллер не скрывал, что вел домашнее хозяйство по макроэкономическим законам. Даже советовал это делать другим. И вряд ли стоит удивляться тому, что его последняя жена Этта Шиллер сейчас довольно холодно вспоминает о супруге:

Этта Шиллер:
В личном плане с ним было, конечно, непросто. Но в целом, с духовной точки зрения, я, конечно, очень благодарна этому человеку.

Александр Хавронин: Карл Шиллер умер 26 декабря 1994 года в Гамбурге. Вскоре в память о нем в Берлине открылся фонд. Жители Бонна до сих пор неофициально называют парк перед зданием министерства финансов "Парком Шиллера".
В 2006 году о Карле Шиллере неожиданно вновь заговорила пресса. Помимо воли писателя Гюнтера Грасса газета "Франкфуртер Альгемайне" опубликовала личные его личные письма Карлу Шиллеру. В них писатель призывал политика публично признать свое национал-социалистическое прошлое, в частности членство в НСДАП. Однако Карл Шиллер на такой поступок не решился.