''Огни большого города'' Ильи Авербуха


Марина Тимашева: На марафонскую дистанцию вышел Открытый фестиваль искусств "Черешневый лес". Он продлится до конца мая и завершится вручением премии имени Олега Янковского, но до этого предложит зрителям и слушателям огромную разнообразную программу.
Но все это у нас – впереди, а пока поговорим о том, что уже было. У многих фестивалей теперь приняты своеобразные прологи, то есть отдельные события, предшествующие основной программе. В прологе "Черешневого леса" оказались: опера "Иудейка" Михайловского театра, о которой я уже рассказывала, и замечательный ледовый спектакль Ильи Авербуха " Огни большого города".

Средствами разных искусств замечательный фигурист, хореограф и режиссер рассказал красивую и нежную историю.

Илья Авербух: Часто ставят на чем-то определённый штамп, загоняя в рамки, не давая возможности интегрироваться различным видам искусства. Фигурное катание ассоциируется больше с неким шоу, где каждый из участников демонстрирует лишь свои отдельные номера. Но, создав полноценный ледовый спектакль, мы вошли в рамки фестиваля ''Черешневый лес'', и я очень рад, что 8 спектаклей прошло, более 25 тысяч зрителей увидели наш спектакль. И это определенный этап в становлении жанра ''на льду'', как действительно театрального искусства, не только как шоу, но и как попытки драматургии на ледовой площадке.

Марина Тимашева: В стародавние времена над Московским Художественным театром шутили: "народная сцена это когда на сцене одни народные артисты". Эти слова относятся и к ледовому спектаклю Ильи Авербуха. Можно бесконечно перечислять титулы спортсменов (многократные чемпионы Европы, мира, Олимпийских игр), а можно сказать проще: в нем заняты народные фигуристы.

(Звучит музыкальный фрагмент спектакля)

Главные лирические партии отданы Татьяне Навке и Роману Костомарову, драматические - Маргарите Дробязко и Повиласу Ванагасу, характерные - Марии Петровой и Алексею Тихонову, Татьяне Тотьмяниной с Максимом Марининым, Елене Бережной с Антоном Сихарулидзе, Елене Леоновой и Андрею Хвалько, в роли главного злодея - Алексей Ягудин, и (в нескольких образах сразу) выступают Максим Ставиский и Максим Шабалин. В этом, а не только в ледовой составляющей зрелища, отличие спектакля Ильи Авербуха от, скажем, представлений Цирка дю Солей, в котором работают профессионалы высочайшего класса, но все они взаимозаменяемы, и их имена ничего не говорят публике.

Сравнение с жанром "нового цирка" не случайно, потому что Илья Авербух, отказавшись от идеи ревю (то есть набора номеров или хореографических миниатюр), сочинил нечто оригинальное: настоящий, "полнометражный" спектакль со сквозным сюжетом. Мюзикл на льду.

Здесь на равных фигуристы, танцоры, акробаты, эквилибристы , жонглеры. Композитор Роман Игнатьев (он же – автор мюзикла московского театра Оперетты "Монте-Кристо") написал партитуру, в которой слышно дыхание большого города и отзвуки всех тех мелодий, которые нас окружают. Музыка ( кроме саксофона) звучит в фонограмме, но вокалисты поют ''вживую'' (лучше всех - Наталья Сидорцова: большой диапазон, хорошая вокальная техника, прекрасная артикуляция). Авторы песенных текстов - единственные, кому можно предъявить претензии, поэтому на слова лучше не обращать внимания.

(Звучит музыкальный фрагмент спектакля)

В оформлении спектакля использованы все возможности, что предоставлены искусству современными технологиями. Благодаря видеопроекциям, место действия меняется с такой же скоростью, как в кино, и мы молниеносно переносимся из гостиной на вокзал, потом - в казино, в детскую спальню, в экспоцентр, на окраину города и в самый его центр. Отлично выстроены и срежиссированы массовые сцены: спешат в свои офисы неотличимые друг от друга клерки, гоняют по льду байкеры, выходят на работу уборщики, тащат на тележках багаж носильщики. Игра с предметом, общение с ним, как с партнером, здесь не менее важно, чем в драматическом театре.

(Звучит музыкальный фрагмент спектакля)

Спектакль называется "Огни большого города", но это не адаптация сценария Чарли Чаплина, а оригинальная история большого города и разных, живущих в нем, людей. В этом, не слишком дружелюбном мегаполисе, хранится память о человеке, который всегда появляется там, где кому-то нужна помощь. Человеке, очень похожем на маленького бродяжку, который спас слепую красавицу - персонаже Чаплина. Эту роль играет Марат Башаров.

Спектакль, конечно, очень дорогой, да еще под него приходится арендовать Дворец спорта Лужники, поэтому его показывают редко. Жаль, потому что "Огни большого города" предназначены для семейного просмотра, а в столице постановок, которые могут с равным удовольствием посмотреть и дети, и взрослые - кот наплакал. По иронии судьбы, у этого спектакля нет определенной прописки: он не совсем театральный, потому что выступают спортсмены, но и не совсем спортивный, потому что это театр. А на самом деле - идеальный претендент на "Золотую Маску" в номинации "Новация".

Все, кто хотя бы раз видел телевизионные ледовые шоу, знают Илью Авербуха, как прекрасного хореографа и режиссера. Он никогда не использует спортивные трюки, как самоцель, он доказывает, что языком тела можно рассказать любую историю. Собственно то же самое делал Чаплин, когда уже в эпоху звукового кино снимал свои "Огни большого города".