Смерть в армии (Уфа)





С начала нынешнего года в армии погибло уже четверо новобранцев, призванных из Башкирии. Три смерти из четырех произошли в частях, дислоцированных в Оренбургской области. Скорбный счет был открыт гибелью новобранца Романа Филюшова, призванного в середине декабря прошедшего года из города Нефтекамска и попавшего служить учебную часть, расположенную в Оренбурге. Уже в конце декабря солдат попал в госпиталь с высокой температурой. Более десяти дней военные медики не могли поставить больному солдату правильный диагноз. Когда, наконец, врачам стало ясно, что у солдата тяжелая форма пневмонии, было уже поздно - 14 января Роман Филюшов скончался в палате Оренбургского военного госпиталя. С тех пор его родные при помощи сотрудников уфимского Комитета защиты военнослужащих пытаются привлечь к ответственности командование части, допустившее гибель солдата.

Наиболее же громким случаем стало произошедшее в начале февраля убийство рядового Артура Ильясова, призванного из города Салават. Убийство было совершено его же сослуживцами. Произошло это в воинской части, обслуживающей известный Донгузский полигон под Оренбургом. Утром 1 февраля Артур Ильясов был обнаружен в своей постели с торчащим ножом в груди и уже без признаков жизни. Первоначально командование части в объяснениях с родными погибшего пыталось представить этот случай как самоубийство. Но уже спустя несколько дней военно-следственные органы арестовали командиров отделений этой же части Александра Валиева и Азамата Султанова по обвинению в убийстве Артура Ильясова. Несмотря на то, что трагедия произошла еще три месяца назад, картина произошедшего все еще далеко не ясна. По неофициальным данным причиной трагедии стали неуставные взаимоотношения. Вот что рассказал двоюродный брат погибшего солдата, Роберт Назыров, побывавший в части на следующий же день после трагедии:

Роберт Назыров: Командир взвода сказал – Артур очень медленный. Командирам отделения дал указание – немножко поучить скорости. В итоге командир отделения поднял второго командира отделения из другого взвода. Они вместе начали его прокачивать. Прокачивать это по армейским понятиям – качать, это отжиматься, приседать. Начали издеваться, прокачивать в сушилке, закончили туалетом. Сначала его качали, после чего подняли весь взвод, начали качать весь взвод. Он сидел на стульчике и весь взвод орал: «Спасибо, Артур Ильясов!»

Артур Асафьев: Что произошло дальше – загадка. Почему «воспитатели» пошли на такую беспрецедентную меру воздействия, как убийство? Пошли, надо сказать, по отношению к своему земляку - один из обвиняемых был призван из Башкирии, а второй – из Татарстана. Далее. Где во время совершения преступления был остальной личный состав взвода? Где был дежурный по части, в кабинете которого, кстати, по некоторым данным были установлены камеры, транслирующие картинку из казармы? На все эти вопросы до сих пор нет ответа. Военно-следственный отдел по Оренбургскому гарнизону пока что отказывается от любых комментариев.

Еще одна армейская трагедия произошла десятого марта, на том же самом Донгузском полигоне, в той же Оренбургской области. Новобранец Андрей Салихов, призванный из башкирского поселка Приютово погиб при утилизации старых боеприпасов, снарядов времен Второй мировой войны. По официальной версии следствия, во время подрыва очередного снаряда отказал электрический взрыватель и офицер, командовавший подрывными работами, послал Андрея Салихова проверить состояние электрической цепи. Когда Салихов спустился в воронку, раздался взрыв. Солдат погиб на месте.О трудностях следствия рассказывает заместитель председателя уфимского Комитета защиты военнослужащих Павел Накаряков:

Павел Накаряков: Следствие хотят продлять из-за того, что пока неясно – провели взрывотехническую экспертизу и по результатам взрывотехнической экспертизы не могут определить – либо это вина самого военнослужащего, либо офицера, который отвечал за подрыв боеприпасов. Неясно, провел полностью инструктаж офицер или не полностью. Потому что офицер должен был провести инструктаж по технике безопасности, по электротехнике перед взрывом боеприпасов.

Артур Асафьев: Показания командира уже есть в деле, но с ними пока что не ознакомили ни родителей погибшего солдата, ни их представителей. До сих непонятно, почему офицер не пошел сам проверить состояние электровзрывателя, а послал молодого, еще не имевшего достаточных саперных навыков бойца.

И, наконец, еще одна смерть башкирского новобранца произошла в конце марта в Приморском крае, под Уссурийском. При перевозке воинского подразделения на автомобиле был тяжело травмирован рядовой Аркадий Лукин, призванный из города Стерлитамак. Он также был призван в армейские ряды совсем недавно, в конце ноября 2010 года. Официальная версия гибели – дорожно-транспортное происшествие. В борт военной автомашины, перевозившей подразделение, врезался гражданский автомобиль. При столкновении Лукин не удержался, выпал на дорогу и получил тяжелейшие травмы, от которых через день скончался. Родные и друзья погибшего версии следствия не верят. По их словам, им уже звонили сослуживцы Аркадия Лукина и в разговорах утверждали, что Аркадия выбросили из машины старослужащие. Сам же Аркадий незадолго до гибели в телефонных разговорах с родными жаловался на неуставные взаимоотношения в части.

Возвратимся к оренбургским трагедиям. Правозащитники отмечают, что Оренбургская область, наряду с Северным Кавказом, и некоторыми другими регионами в Центральном военном округе стала в последние годы одним из наиболее проблемных мест для башкирских новобранцев. Наряду с правозащитниками проблемой, наконец, озаботились государственные органы и военные власти. Рассказывает заместитель председателя уфимского Комитета защиты военнослужащих Павел Накаряков:

Павел Накаряков: На нас вышла оренбургская прокуратура с такой инициативой, чтобы мы передали информацию по имеющимся у нас преступлениям, которые мы знаем, совершенные на территории Оренбургского гарнизона, вообще, Оренбурга, области - по воинским частям. Сейчас вот к нам обратился родитель одного из военнослужащих – его избили. В Оренбурге он проходил службу. После чего он попал в госпиталь и уже из госпиталя его отец забрал.

Артур Асафьев: Нынешней весной из Башкирии должно быть призвано в армейские ряды более восьми тысяч новобранцев. Сотрудники комитета защиты военнослужащих уже фиксируют значительное количество жалоб на работу военкоматов и призывных комиссий.

.