Окончание рассказа о творческом содружестве импресарио и продюсера Нормана Гранца, Эллы Фитцджеральд и Дюка Эллингтона.

ДС:- В тридцатых годах Норман Гранц был простым коллекционером пластинок. Впервые идея войти в джаз через боковую дверь не в роли музыканта или композитора, а бизнесмена, пришла ему в голову, когда он работал супервайзером на записи комбо Нэт Кинг Коула с Лестером Янгом и Редом Календером. Гранц был человеком крупным, напористым, даже устрашающим. Последнее качество было почти необходимым в мире жестких, часто несправедливых, часто просто жульнических отношений между музыкантами и владельцами студий, домов звукозаписи и нотными издателями. Каждый пытался тянуть одеяло на себя, и меньше всего это удавалось самим джазменам.
Добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Сегодня окончание рассказа о творческом треугольнике: Элла, Дюк и Гранц. Но прежде, чем отправиться на французскую Ривьеру, послушаем нескольких лошадок из «конюшни» Гранца:

Dizzy Gillespie - It Don't Mean a Thing (if It Ain't Got That Swing) – 6:36 (Dizzy Gillespie - Diz and Getz – Verve)

ДС: «It Don't Mean a Thing if It Ain't Got That Swing», «Без свинга нет джаза» - укороченный перевод этой классики Эллингтона и Миллса российскими фанами. Стремительная атака Диззи, который играет на трубе с сурдинкой, вторящий саксофон Гетца, подхватывающий это напористое развитие темы знаменитого стандарта. Вот полный состав:
Диззи Гиллеспи – труба; Стен Гетц – тенор-саксофон; Оскар Питерсон – рояль; Херб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас; Макс Роуч – ударные. Записанный Норманом Гранцем на «Верв» в декабре 53 года в Голливуде, Калифорния, исторический винил «Diz and Getz».
Список музыкантов, входивших в «конюшню» Гранца, гигантский. Причем это музыканты исключительно первого плана. Здесь и Чарли Паркер, и Рой Элдридж, и Бен Уебстер, и Лестер Янг, Теллониус Монк, Арт Тейтум, Билли Холидей, Каунт Бейси и, в определенную эпоху и на весьма короткий период: Луи Армстронг и Дюк Эллингтон.
Летом 44 года Норману Гранцу пришла в голову гениальная идея: он решил стать организатором смешанных (белые американцы и афроамериканские джазмены), смешенных джем-сешенс. Первую он устроил в Лос-Анджелесе в клубе «Трувиль», а затем – 22 июля 44 года - в лос-анджелесской филармонии. Для оплаты помещения и музыкантов Гранц занял 300 тысяч долларов. Этот концерт назывался «Джаз в Филармонии», сокращенно JATP. Позже Норман Гранц стал записывать концерты в филармониях по всей стране и выпускать пластинки, которые стали первыми записями LIVE джазовых джем-сейшенс.

Joe Pass - Blues For Alican – 5:25 (Joe Pass - Virtuoso – Pablo)

ДС: - «Blues For Alican», «Блюз для Эликэн» Джо Пасса. Его соло на гитаре, записанное Норманом Гранцом для «Пабло» в 74 году. Именно этот диск «Виртуоз» и принес славу гитаристу, который любил выступать соло. Он играл на гитарах марки Gibson ES-175 или же на гитарах, сделанных для него специально мастером Джимми Д’Акуисто.

Калифорнийский стенфордский джазовый фестиваль отмечает в этом году свой сороковой юбилей. Более ста музыкантов будут участвовать в празднестве. Среди приглашенных: Джо Ловано, Гари Бёртон, Милтон Насчименто, Энат Коэн и Аллен Тусан. Фестиваль продлится с 24 июля по 6 августа.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза», доставляемое вам на дом волнами «Свободы». Вы можете так же слушать «Время джаза» LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Ella Fitzgerald - I've Got it Bad and That Ain't Good – 6:11 (Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book – Verve)

ДС: «I've Got it Bad and That Ain't Good», «Когда женщина любит мужчину так, как я его люблю, а он же никогда со мной не мил и не ласков, приходишь к выводу, что я слишком влюблена и это, пожалуй, плохо».
Музыка Дюка Эллингтона, слова Поля Френсиса Уэбстера. 17 октября 1957 года. Второй сеанс звукозаписи тройного альбома «Элла Фитцджеральд поет Дюка Эллингтона».
И всё же, и всё же второй октябрьский сеанс звукозаписи с Дюком прошел лучше первого. Эллингтон добавил от себя шестнадцатиминутный портрет Эллы Фитцджеральд. Это было нечто вроде извинения перед «Первой Леди Песни», которое Дюк повторил в виде панегирика в своей автобиографии. Ровно восемь лет спустя, в октябре 65 года, Элла опять была в студии звукозаписи вместе с Дюком. На этот раз аранжировки были заранее подготовлены Джеральдом Уилсоном, Джимми Джонсом и Билли Стрейхорном. Так как запись и на этот раз была устроена в Голливуде, Элла пригласила всех участников к себе на виллу на Беверли-Хиллз.
Да и Гранц был мил необычайно. 22 августа он женился на очаровательной стюардессе по имени Ханна и его производственная свирепость сошла почти на ноль.
В январе 66 года Гранц организовал турне Эллы и Дюка по странам Европы. Первый концерт был дан в феврале в лондонском Royal Festival Hall’e, а затем оркестр отправился в Стокгольм, где концерт Эллы и Дюка транслировался по национальному радио. Само собой Гранц получил пленки и выпустил (лишь через 18 лет!) винил «Стокгольмский концерт»… К этому времени Элла была, пожалуй, самой заезженной лошадкой «конюшни» Гранца, голос ее начал сдавать и, как пишет ее биограф Стюарт Николсон, она пела буквально на чистом адреналине, рыча, крича, то, что она себе никогда бы не позволила в условиях студии звукозаписи. Но она просто не поспевала за оркестром Дюка…
Вот как звучала двадцатилетняя Элла в декабре 37 года:

Ella Fitzgerald with Chick Webb & His Orchestra - I Want To Be Happy – 4:28 (Ella Fitzgerald - The Early Years – MCA Records)


ДС: - «I Want To Be Happy», «Хочу быть счастливой и хочу делить мое счастье с тобой», стандарт Винсента Юманса (музыка) и Ирвинга Сизэра и Отто Харбака (слова). Элла Фитцджеральд и оркестр Чика Уебба 17 декабря 1937 года. Нью-Йорк.

Парижский джазовый фестиваль на Сен-Жерман-де-Пре стартует 15 мая и продлится до 29. Как и в прошлые годы, он будет проходить на самой площади Сен-Жерман-де-Пре, в театре «Одеон», в холле магазина Си-Ди, электроники и книг - «ФНАК», в Доме Мировой Культуры на бульваре Распай, в гостинице Пульман на Монпарнассе, в древней церкви Сен-Жерман-де-Пре, в библиотеке Андре Мальро, в гостинице Лютеция, в институте Океанографии, в джазовом клубе «Sunset» и даже в институте Пастера. Короче, сбежать от джаза местному населению вряд ли удастся…
Среди участников фестиваля: квинтет итальянского саксофониста Стефано ди Батиста, американский трубач Эмброуз Акинмусири, сын Клинта Иствуда Кайл Иствуд – контрабасист и гитарист, родившийся на Украине и выросший в Германии пианист Вадим Неселовский, канадская певица Келлили Эванс, трио французского ударника Рюди Бонана, трио Рейнхардта и американский пианист Джакки Террасон, который родился в Берлине: мать его американка, а отец француз. Остальные участники фестиваля просто не поместятся в это «Время Джаза», которое вы вполуха или же с гигантским интересом слушаете на упруго раскачивающихся волнах «Свободы» или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Ella Fitzgerald - I'm Just A Lucky So and So – 4:12 (Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book – Verve)

ДС: «I'm Just A Lucky So and So», «И когда день приближается к закату, я иду домой и знаю, что мне ужасно повезло, потому что дома меня ждет любовь…»
Музыка Дюка Эллингтона, карамелизированные слова Мака Дэвида. Песня-стандарт 45 года, которую кроме Эллы исполняли Билли Экстайн с оркестром Квинси Джонса; Луи Армстронг с оркестром (как и в данном случае) Дюка Эллингтона; Сара Вон – опять же с Дюком; Дайана Кролл, Тони Беннет и Харри «Свитс» Эдисон….
Итак, загнанная лошадка «конюшни» Гранца…
Обозреватель «Time» писал про Эллу: - Отныне она миллионерша и может себе позволить одеваться у Дона Лопера и бесконечно обновлять декор виллы на Беверли-Хиллз…»
В это же самое время Элла призналась джазмену и историку джаза Лионарду Фезеру, что «….иногда ты оказываешься на самой крыше мира, но – в полном одиночестве».
Когда в январе 66 года Норман Гранц отправил Эллу и Дюка на гастроли в Европу, Дюк впервые был на контракте у Гранца. Элле часто приходилось давать по два концерта в день, иногда – в двух разных городах. Летом следующего года Элла и Дюк чудесно выступили на Ньюпортском фестивале, а затем отправились на фестивали Лазурного побережья во Францию. В Ницце Элла получила телеграмму из Нью-Йорка: ее единоутробная сестра, Френсис, неожиданно скончалась. Она тут же вылетела в Нью-Йорк, пропустив концерт 25 июля, и вернулась в Ниццу к трем следующим концертам 27, 28 и 29 июля. Норман Гранц собирался заснять целиком весь концерт 27-го. Дюк старался смягчить ситуацию. Но на сцене и в кулисах по щекам Эллы текли слезы…

Duke Ellington introduces Ella Fitzgerald
Duke Ellington & Ella Fitzgerald - Let's Do It – 4:08 (Côte d'Azur Concerts on Verve)

ДС: «Let's Do It», классика Коула Портера. Отчетливо слышно, что Элле не по себе. И модуляции голоса и почти что скороговорка, крики, надрывная спешка начать и закончить песню… «Давай сделаем это!» - Давай закончим концерт.
Норман Гранц был вне себя. Элла ушла в кулисы. Ей было плохо. Гранц требовал, чтобы она вернулась. Камеры продолжали съемку.

Френсис была для Эллы единственной родственницей. Она заботилась о семье сестры во всех смыслах, в итоге взяв на себя всю материальную сторону жизни Френсис. И вот теперь в Ницце Элла считала, что она должна петь, петь для нее, для сестры. Но она абсолютно потеряла контроль и Дюк это видел лучше Гранца. Что он сделал?
Вы слушаете живую историю джаза на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона Дмитрий Савицкий.
Так что же сделал Дюк? Он был немного клоуном, в сильной степени чудаком. Когда Гранц стал размахивать руками и вопить, чтобы Дюк вытащил Эллу на сцену, Дюк заставил оркестр играть все громче и громче, делая вид, что он не слышит и не видит импресарио…

Duke Ellington & Ella Fitzgerald - Take the A Train – 5:47 (Côte d'Azur Concerts on Verve)

ДС: «Take the A Train» Билли Стрейхорна. Позывные оркестра Дюка Эллингтона и финал концерта 27 июля 66 года в Ницце.
После концерта Дюк обвинил Нормана в бессердечии в том, что не способен понять страданий Эллы. Гранц полез на стену, и на этом отношения Эллингтона и Гранца закончились и на этот раз – навсегда.


Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - Learnin' The Blues – 7:11 (The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong On Verve)

ДС: «Learnin' The Blues», «Изучая науку блюза» Долорес Вики Сильверс.
Более счастливые времена - 23 июля 57 года. Элла и Сатчмо и квартет Оскара Питерсона. К этому времени Элла развелась с контрабасистом квартета Реем Брауном и именно в июле 57 года секретно вышла замуж за молодого норвежца Тора Айнара Ларсена. И хотя брак этот был коротким, в том июле она была счастлива.
На этом мы и распрощаемся на этот раз. Вы найдете подкаст на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, весеннего солнца и удачи! Чао, бай-бай!