Частная жизнь терминатора

Юрий Луценко, похоже, окончательно снят с рейса

Заявление об отставке Юрия Луценко с поста министра внутренних дел Украины, стало маленькой украинской сенсацией не столько в силу статуса этой отставки, сколько благодаря особенностям самого героя.

Любое упоминание Юрия Витальевича Луценко давным-давно вызывает на Украине улыбку. Не обязательно злую. Юрий Луценко - аллегория жизнелюбивой страсти, которой преисполнена украинская политика. Ведь, если все убеждены, что все берут, то каждый может договориться с каждым, исходя из широты частных взглядов, не ограниченной партийно-идеологическими догмами.

И во Франкфурте министр Юрий Луценко повел себя как частное лицо - что, в общем-то, не очень большая редкость для больших чиновников с бывшей одной шестой части суши. 6 мая, в ожидании рейса в Сеул, министр с сыном пообедали, как уверяет сам министр, дело ограничилось одним бокалом пива. Так или иначе, министр оказался в том состоянии, в котором на рейс обычно не пускают. После драки с сотрудниками аэропорта прибыла полиция. О скандале мгновенно узнали в Киеве - все, кроме, естественно, самого министерства внутренних дел, которое непреклонно все отрицало.

В общем, никакой политики. Но в том-то и дело, что особо частным лицом Луценко в украинской политике был всегда. Сын деятеля компартии и простой инженер, он в 91-м вдруг обнаруживает себя в Социалистической партии в качестве ростка украинского евросоциализма. На фоне безнадежной геронтократии соцпартии Луценко уже начинал выглядеть фигурой общеукраинского масштаба: не было ни одного массового оппозиционного начинания, в котором бы не участвовал Луценко. Оранжевый шарф оказался Луценко по лицу и по фигуре: он становится министром внутренних дел в кабинете Юлии Тимошенко. После ее изгнания он гневно отвергает предположения о том, что в его трудовой книжке может быть записано про деятельность в кабинете Януковича, - но эта запись легко появляется. Вся Украина беззлобно рассказывает о взяточном размахе в МВД, политический класс не без уважения отмечает: на своем посту министр бодро сколачивал финансовый ресурс, который в политический капитал конвертируется в Украине сам собой.

Иногда, правда, становится не смешно. После публичного "приглашения" на беседу в МВД - практики, которой министр чрезвычайно гордился, - одни пускаются в бега, другие и вовсе стреляются. Но Украина уже становится страной, как торжественно заявляется, без гаишников; правда, ненадолго. В общем, Луценко уже тогда все объяснил: "Я назначен политическим терминатором".

Дальше надо было определиться - с кем идти побеждать. Юрий Луценко уже нарастил мускулы для самостоятельного похода. Но когда соратников Луценко по созданной им "Народной самообороне" спрашивали, зачем они пошли вместе с ющенковской "Нашей Украиной", те отводили глаза. Сильно давили? Да вроде, не очень. Что, сам не понимаешь, чем можно было взять "Юру" - компромат и деньги; а чем у нас вообще берут?

И того, и другого, как уверяли осведомленные люди, было предостаточно. А украинская политическая конкуренция в том и состоит, что если у Луценко – МВД, то СБУ в то время контролировалась Тимошенко, прокуратура – президентом. В общем, все делится по-честному, как в начале игры в "Монополию"; а в нее в Украине окончательно не выигрывает никто. Отсутствие правил – это и есть правила. Трибуна Рады блокируется по четко разработанным технологиям, люди улыбаются улыбками болельщиков. А когда министр Луценко двинул по физиономии киевского мэра Черновецкого, которого уже едва ли не в глаза зовут "Космосом", это уже и вовсе было почти как дерби.

В общем, своим франкфуртским ожиданием рейса в Сеул - где Луценко собирался, в частности, обогатиться опытом проведения футбольных чемпионатов - он сделал подарок всем. И президенту, которому уже до чертиков надоел. И "регионалам", для которых он формально остается членом команды президента. Может быть, где-то даже Тимошенко, с которой последние годы активно сближался – ей-то он, со шлейфом своих громких достижений, тоже не очень-то и нужен. И избирателю, который получил очередной бесплатный перформанс со счастливым концом - ведь политика в Украине дело не прикладное, а чисто эстетическое. Причем нескончаемое.

С франкфуртского рейса Луценко сняли как частное лицо, не догадавшись, что перед ними терминатор и министр внутренних дел крупнейшего европейского государства. Похоже, довольно скоро о его захватывающих дух полетах забудут и в Киеве. Там столь неординарных персонажей по-прежнему в избытке и без него.