Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Васильев.
Евгения Назарец: В "Евровидении" главное - не музыка, а главное - все сопутствующее, спорт и политика. Фактически это такой симбиоз необычный на фоне поп-музыки. Интересно, что и в этом году конкурс не обошелся без скандалов, отборочный. Многие помнят историю с грузинской группой, которая отказалась подчиниться требованиям организаторов и изменить слова своей песни. Позавчера в финал вышла шведская группа, в словах песни которой есть слова: "На здоровье, Ленина. Гуд бай, Путин". Ну, и сам Владимир Владимирович посетил на днях сцену "Олимпийского", где пройдет в этом году "Евровидение", посмотрел, как все подготовлено. Известный музыкальный критик Артемий Троицкий, с которым удалось поговорить нашему корреспонденту Юрию Васильеву, также рассказал в интервью Радио Свобода, как, по его мнению, эволюционировал конкурс и с чем "Евровидение" подошло к 2009 году, к финалу в Москве.
Артемий Троицкий: За то время, в течение которого "Евровидение" медленно эволюционировало - или деградировало, это зависит от точек зрения, - основные изменения, разумеется, что появилось огромное количество новых участников. Если раньше этот конкурс - это был более или менее закрытый клуб для дюжины либо пятнадцати западноевропейских стран, то есть в первую очередь Англии, Франции, Германии, Голландии, Швеции, то в 90-е к ним присоединилась и страны Восточной Европы, бывшие социалистические, а также бывшие республики СССР, плюс какие-то экзотические страны типа Турции, Мальты, Андорры и прочее. Разумеется, еще куча стран из бывшей Югославии. То есть стран стало гораздо больше, и, на мой взгляд, этот конкурс от этого только выиграл. Появилось гораздо больше мотивов, гораздо больше какого-то этнического разнообразия. Веселее стал, похож на какой-то цыганский табор, такой развеселый. Хотя говорить о музыке тут особо не приходится, поскольку музыка "Евровидения" вполне определенная, и априори это музыка очень низкого качества.
Юрий Васильев: Можем ли мы говорить о каком-то специальном формате "Евровидения"?
Артемий Троицкий: До того, как на конкурс хлынули все эти национальные меньшинства и европейские окраины, определенный формат был, и он вполне конкретно и назывался - "еврошлягер", уходящий корнями в какие-то польки и вальсы, естественно, со всеми современными аранжировками. Собственно говоря, группа "АББА", по-видимому, является таким вот высшим воплощением этого самого еврошлягера.
Юрий Васильев: Победители "Евровидения" 197... дай бог памяти...
Артемий Троицкий: 1974 года, да. Но надо прямо сказать, что вообще с "Евровидением" связаны у нас, в частности, в стране какие-то такие большие концепции и большие иллюзии. В частности, считается, что конкурс "Евровидение" делает победителей этого конкурса звездами - это, разумеется, абсолютно не так. Этот конкурс находится совершенно как бы вне контекста реальной поп-индустрии. Это одноразовое событие, в большей степени какое-то спортивно-политическое, нежели музыкальное.
Со стороны России, помимо других ее комплексов неполноценности, в первую очередь комплексов, связанных с утратой статуса сверхдержавы, имеются также комплексы неполноценности в области поп-музыки, звезд и так далее. Считается, что вот если Россия выиграет конкурс "Евровидение", то мы, значит, и в области поп-музыки впереди всей планеты. Это не имеет никакого отношения к реальной действительности.
Евгения Назарец: В "Евровидении" главное - не музыка, а главное - все сопутствующее, спорт и политика. Фактически это такой симбиоз необычный на фоне поп-музыки. Интересно, что и в этом году конкурс не обошелся без скандалов, отборочный. Многие помнят историю с грузинской группой, которая отказалась подчиниться требованиям организаторов и изменить слова своей песни. Позавчера в финал вышла шведская группа, в словах песни которой есть слова: "На здоровье, Ленина. Гуд бай, Путин". Ну, и сам Владимир Владимирович посетил на днях сцену "Олимпийского", где пройдет в этом году "Евровидение", посмотрел, как все подготовлено. Известный музыкальный критик Артемий Троицкий, с которым удалось поговорить нашему корреспонденту Юрию Васильеву, также рассказал в интервью Радио Свобода, как, по его мнению, эволюционировал конкурс и с чем "Евровидение" подошло к 2009 году, к финалу в Москве.
Артемий Троицкий: За то время, в течение которого "Евровидение" медленно эволюционировало - или деградировало, это зависит от точек зрения, - основные изменения, разумеется, что появилось огромное количество новых участников. Если раньше этот конкурс - это был более или менее закрытый клуб для дюжины либо пятнадцати западноевропейских стран, то есть в первую очередь Англии, Франции, Германии, Голландии, Швеции, то в 90-е к ним присоединилась и страны Восточной Европы, бывшие социалистические, а также бывшие республики СССР, плюс какие-то экзотические страны типа Турции, Мальты, Андорры и прочее. Разумеется, еще куча стран из бывшей Югославии. То есть стран стало гораздо больше, и, на мой взгляд, этот конкурс от этого только выиграл. Появилось гораздо больше мотивов, гораздо больше какого-то этнического разнообразия. Веселее стал, похож на какой-то цыганский табор, такой развеселый. Хотя говорить о музыке тут особо не приходится, поскольку музыка "Евровидения" вполне определенная, и априори это музыка очень низкого качества.
Юрий Васильев: Можем ли мы говорить о каком-то специальном формате "Евровидения"?
Артемий Троицкий: До того, как на конкурс хлынули все эти национальные меньшинства и европейские окраины, определенный формат был, и он вполне конкретно и назывался - "еврошлягер", уходящий корнями в какие-то польки и вальсы, естественно, со всеми современными аранжировками. Собственно говоря, группа "АББА", по-видимому, является таким вот высшим воплощением этого самого еврошлягера.
Юрий Васильев: Победители "Евровидения" 197... дай бог памяти...
Артемий Троицкий: 1974 года, да. Но надо прямо сказать, что вообще с "Евровидением" связаны у нас, в частности, в стране какие-то такие большие концепции и большие иллюзии. В частности, считается, что конкурс "Евровидение" делает победителей этого конкурса звездами - это, разумеется, абсолютно не так. Этот конкурс находится совершенно как бы вне контекста реальной поп-индустрии. Это одноразовое событие, в большей степени какое-то спортивно-политическое, нежели музыкальное.
Со стороны России, помимо других ее комплексов неполноценности, в первую очередь комплексов, связанных с утратой статуса сверхдержавы, имеются также комплексы неполноценности в области поп-музыки, звезд и так далее. Считается, что вот если Россия выиграет конкурс "Евровидение", то мы, значит, и в области поп-музыки впереди всей планеты. Это не имеет никакого отношения к реальной действительности.