Скончался поэт Всеволод Некрасов

Всеволод Некрасов. 60-е.

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода.

Андрей Шарый: В Москве скончался известный поэт, один из деятельных участников неподцензурной советской словесности 60-х – 70-х годов Всеволод Некрасов. Его называли одним из основоположников литературного московского концептуализма. Некрасов родился в 1934 году, и в 50-х – 60-х годах входил в состав так называемой "лианозовской школы" поэтов и художников. В советское время он опубликовал немногочисленные детские стихотворения, печатался на Западе. А взрослые стихи начали публиковать на родине Некрасова только с 1989 года. Всеволода Некрасова вспоминает поэт Владимир Строчков.

Владимир Строчков: Тяжелый удар. За последний десяток лет на поэтов как мор какой-то напал. Для меня лично среди этих утрат, пожалуй, самый горький, самый невосполнимый - это одна за другой, почти подряд 1996, 1998, 1999 смерть Бродского, трагическая гибель Андрея Сергеева и смерть Генриха Сапгира. А теперь вот после 10-летней такой паузы ровно 9 дней назад смерть Льва Лосева, и вот следом ушел Всеволод Некрасов.
Я его впервые увидел, услышал в 80-е. Это было в домашнем салоне Наташи Осиповой. Я тогда, честно говоря, довольно неискушен был в отношении направления нашей неофициальной поэзии тогдашней. В сущности, я только входил из, я бы сказал, личного подпола в круг московского андеграунда. И таких слов как "минимализм", "конкретизм" просто даже не слышал еще. Но первое и главное, что сразу поразило в некрасовских стихах - это то, из каких, казалось бы, отходов, языкового бросового мусора возникают стихи. Да какие стихи! Это ощущение еще усиливала незабываемая его манера чтения, тоже как бы никакая. Знаете, так разговаривают за ужином усталые работяги - с оговорками, невнятицей. И из нее такая поэзия! Я тогда не удержался, заговорил с ним, сказал ему об этом своем ощущении. Это его заинтересовало. Я впервые его слушал тогда. Мы познакомились. Не могу сказать, что это всегда была такая близкая, теплая дружба, не всегда она была простая, легкая, но, что до меня, то я всегда дорожил ею просто потому, что всегда ощущал какого размера этот поэтический дар!
Некрасов - это целая эпоха в поэзии. Вот он ушел, и вместе с ним ушла, уходит эта эпоха. Такая на слух, может быть, она негромкая, но такая огромная по значению. Поэзия его и имя его, конечно, не уйдут. Они навсегда останутся. Что ж... Мир праху его!