Майский урожай джазменов


ДС: - Вуди Хэрмэн, Джаки МакЛин, Ред Гарленд, Киз Джарретт, Мэри-Лу Уильямс, Гил Эванс, Нат Эддерли, Роуз-Мэри Клуни, Арчи Шепп, Джон Льюис и Майлз Дейвис – все они появились на свет в мае. Так что джазовую афишу этого месяца нужно набирать петитом.
Единственный прием, на который я могу положиться в данном случае это – свободная импровизация!


I Hear A Rhapsody

ДС: - I Hear A Rhapsody, «Я слышу рапсодию», Бейкера и Барда. Джаки МакЛин – альт-саксофон; Мел Уолдрон – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Июль 56 года.
МакЛин появился на свет 15 мая 32 года в Нью-Йорке.
Джаки любил высокий хрипловатый металлический, но в то же время мягкий звук альта. Он был чрезвычайно подвижен, стремителен в своих , как говорят джазмены, музыкальных атаках. Он прекрасно играл блюз, но и баллады тоже. Он был несомненным учеником Лестера Янга в ранней юности, но позже – одним из верных последователей «Птицы» Паркера, хотя и прошел через период «фри-джаза», фанка и даже рока.
У него часто отбирали профсоюзный билет за употребление наркотиков. Он сидел в тюрьме, принял ислам и прошел через духовную и химическую чистку. Он превратился в борца с наркотиками и преподавал в хартфордском университете юным наркоманам историю афроамериканской музыки.
Он играл практически со всеми ведущими джазменами эпохи: от Гордона, Дейвиса, Стита, Монтолио (список гигантский). Но на тяжелую ломку и очищение ушло почти три года и он по-настоящему вернулся в джаз лишь в 73 году и с тех пор выпускал диск за диском.
Вот Джаки МакЛин с трубачом Дональдом Бёрдом, пианистом Уолтером Дейвисом-младшим; Полем Чемберсом (контрабас) и Питом ЛаРока (ударные) в студии Руди ван Гельдера в мае 59 года:

Minor Apprehension

ДС: - Minor Apprehension, «Несерьезный арест, задержание» Джаки МакЛина, у которого таких арестов была тьма. Нужно сказать, что и сама полиция относилась к джазменам той эпохи – с большим подозрением. Слово «джазмен» было для стражей порядка, и весьма часто не без основания, синонимом наркомана.
Джон Льюис не собирался становиться профессиональным джазменом. Его интересовала антропология, от Аристотеля и до наших дней. Но на учебу ему просто не хватило денег, а в 42 году (ему было 22 – он родился 3 мая 20 года в Ла Гранж, Иллинойс) его отправили, как он сам говорил «на войну» и вернулся он (уже в Нью-Йорк!) в 45-м. В армии он подружился с барабанщиком Кенни Кларком, который позже стал ударником, основанного Льюисом «Современного Джазового Квартета». Уговорил Джона начать играть профессионально именно Кларк, так что антропология отодвинулась на второе место.
Напомню: в эфире «Время джаза», у микрофона ваш ДС…

Sweet Georgia Brown

ДC: - Sweet Georgia Brown, «Милейшая Джорджия Браун» классика Берни и Кейсси, соло на рояле Джона Льюиса, запись была сделана в январе 1999 года.
Играть на фортепьяно Джон Льюис начал в семь лет, причем играл он в семейном оркестре, так как среди родственников была тьма музыкантов. За семейным оркестром последовал оркестр бойскаутов, а в 12 лет Джон получил свой первый артистический гонорар за выступление – один доллар. К этому времени он уже читал ноты, но, как он признался в интервью Лэну Лайонсу, «ненавидел домашние уроки музыки».
Наибольшее влияние на Льюиса оказал Ёрл Хайнз. Джон слушал его пластинки всю юность. Пианист Джей МакШэнн жил и играл в Ла Гранже. Он так же развивался под влиянием Хайнза и Льюис какое-то время был учеником МакШэнна.
«В ту эпоху, - вспоминал Льюис, - радиотрансляции концертов были обычным дело. Я слушал в основном передачи из чикагского клуба Grand Terrace. Но джазовых радиостанций было множество, гораздо больше чем теперь. Стоит вспомнить о том, что крупные радиостанции, такие как NBC и CBS имели свои симфонические оркестры!»
Это выдержка из интервью Лэну Лайонсу, опубликованного в книге Лайонса «Великие джазовые пианисты», издательство «Да Капо».

Come Sunday

ДС: - Come Sunday, «Приди, Воскресенье» - прославленный Махалией Джексон спиричуэл из сюиты Дюка Эллингтона «Black, Brown, Beige». Джон Льюис – на этот раз запись сделана в Студии Елисейских Полей в Париже, в ноябре 79 года, т.е. на 20 лет раньше предыдущей.
Чудесный сольный диск Льюиса «Полдень в Париже»….
Еще одна маленькая цитата из интервью пианиста с Лэном Лайонсом.
«Я могу слушать музыку бесконечно, но я прекрасно знаю, что моей жизни не хватит для того, чтобы услышать абсолютно все. Вот поэтому я и играю: потому, что я не смогу услышать всё, что хочу, если не сыграю это сам…»
Джон Льюис участвовал в создании серии записей, превратившихся усилиями Майлза Дейвиса, Джери Маллигана, Гила Эванса в то, что получило название «Рождение Кула». Льюис говорил, что к тому моменту всем уже надоело просто брать мелодию и пускать ее по кругу, по квадрату, импровизируя на тему того или иного стандарта. «Мы были способны на большее» - говорил он.
Интересно, что когда Джон Льюис писал музыку или аранжировки для оркестров, для того же Диззи Гиллеспи, от которого кстати и откололась ритм-группа, ставшая MJQ, ««Современным Джазовым Квартетом», он определял базовые линии для всех инструментов, кроме фортепьяно. Себе он разрешал то, что и любил: абсолютно свободный подход к теме…

Sacha's March

ДС: - Sacha's March, «Сашин Марш», Джона Льюиса, диск фирмы «Дрейфюс», вышедший в Париже в 1980 году на несколько месяцев позже записи.
Если вы не знакомы с сольным Льюисом, а лишь с Льюисом в составе MJQ – крайне рекомендую..
Он не называл свои джаз-банды «оркестрами». Он называл их HERDS, «стадами». Первое стадо, второе, третье и, наконец, «Thundering herd», «Громогласное стадо». При этом стада его играли, как и положено, на танцульках, на танцах, где, как известно, иные стада, разбившиеся на парочки, тряслись, кружились и раскачивались под то, что до определенного момента называлось «свингом», но в сороковых стало мутировать в би-боп..
Вы слушаете «Время джаза», на частотах «Свободы» и в прямом эфире с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш ДС… Имя банд-лидера: Вуди Хэрмэн…


Wild Apple Honey

ДС: - «Мед диких яблок», «Wild Apple Honey», тема и оркестр появившегося на свет 13 мая 1913 года в Лос-Анджелесе Вудроу «Вуди» Хэрмэна – кларнетиста, сопрано-и-альт саксофониста, певца и композитора. Запись сделана в его родном LA, 7 сентября 1954 года.
Вуди Хэрмэн в начале сороковых собрал лучший современный белый оркестр: обойдя и Глена Миллера и Бенни Гудмена. Он утверждал, что его джазмены играют не свинг, а блюз. Так, кстати, и назывался его первый большой состав – «Оркестр, который играет блюз..». Первое же Стадо замычало в 45 году. Если главный хитом «Оркестра, который играет блюз..» была пьеска «Бал лесорубов»; радио-хитом первого Стада был jump blues Луиса Джордана Caldonia.
Игорь Стравинский услышал «Кэлдонию» по радио и обратился к Вуди Хэрмэну с необычайным предложением: он хотел написать для его Стада музыкальную пьесу. Так на свет появился Ebony Concerto, синтез идей классической музыки и языка джаза. Концерт, хоть он и не свингует в джазовом смысле, считается лучшим музыкальным произведением ХХ века, написанным композитором классической школы, но вдохновленный джазом.
В 47 году Вуди Хэрмэн собрал Второе Стадо. Со временем оно превратилось в Оркестр Четырех Братьев, четырех саксофонистов: Стена Гетца, Зута Симса, Хёрби Стьюарда и Сержа Чалова. Три тенора и один баритон (Чалофф, русских кровей, с двумя «эфф» в фамилии по-английски…)
Вот пьеска Джимми Джуфри «Четыре брата», которая первоначально называлась «Four mother….» - три точки само-собой, которые и дали в отцензурированном варианте название оркестру «Four Brothers»:

Four brothers

ДС: - Four brothers, «Четыре брата», пьеса Джимми Джуфри. Оркестр Вуди Хэрмэна 22 декабря 47 года Голливуд, Калифорния.
Вуди – кларнет; Стен Фишелсон, Бёрни Глоу, Ма(р)ки Марковитц, Шорти Роджерс, Ёрни Роял – трубы.
Боб Свифт, Ёрл Своуп, Олли Уилсон – тромбоны;
Сэм Маровитц – альт-саксофон; Хёрби Стьюарт, Зут Симс, Стэн Гетц – тенор-саксофоны; Серж Чалов – баритон.
Фрэд Отис – фортепьяно; Джин Сарджент – гитара; Уолт Йодэр – контрабас и Дон Лэмонд – ударные…
Когда в СССР перевели название фильма Билли Уайлдера «Some Like it Hot», то есть «Некоторые любят погорячее», как «В джазе только девушки», это было двойной ошибкой. Название знаменитого фильма 59 года с Мэрилин Монро - это цитата из детской песенки «Горячая овсянка с горохом»: Кто-то любит погорячее, кто-то — холодную, кто-то девятидневную в горшочке, то есть: Some like it hot, some like it cold, Some like it in the pot, nine days old. Конечно «Some like it hot» намек вовсе не на овсянку.
Второй же ошибкой был тот факт, что в джазе в основном были мужчины (если то был джаз). Женщины были почти всегда – певицами.
У микрофона «Свободы» ваш ДС, в эфире «Время джаза». Вот самое знаменитое исключение:

I Made You Love Paris

ДС: - I Made You Love Paris, «Я заставила тебя полюбить Париж», Мэри-Лу Уильямс, соло, 14 января 1954 года, Париж…
Итак, в джазе в основном были певички и певицы. Мэри-Лу Уильямс – была самой знаменитой женщиной-инструменталисткой, пианисткой джаза.
Она родилась в Атланте, штат Джорджия, 8 мая 1910 года и прожила ровно 71 год и 23 дня. Мне доводилось рассказывать о том, что в детстве ее звали little piano girl: стучать по клавишам она начала в четыре года. Представьте себе эти маленькие ножки в белых носочках болтающиеся над педалями домашнего пианино!
Росла она в Питсбурге и профессионально начала играть в оркестре выйдя замуж в 16 лет за саксофониста Джона Уильямса (ее девичья фамилия Scruggs), который и пристроил ее в свой (вернее Терренса Холдэра) оркестр. Оркестр вскоре перешел к Энди Кёрку, а Мэри-Лу играла до 42 года в комбо «Двенадцать Облаков Радости». Она писала аранжировки для Бенни Гудмена, Луи Армстронга, Джимми Лансфорда, Томми Дорси, Ёрла Хайнза и Дюка Эллингтона и сама сочиняла музыку.
Ее самую знаменитую песню вы, наверняка знаете. Это «Голубые небеса», «Blue Skies».

Between The Devil And The Deep Blue Sea

ДС: - Between The Devil And The Deep Blue Sea, «Между Дьяволом и глубоким синим морем», стандарт Теда Кёхлера и Харольда Арлена.
Мэри-Лу Уильямс – рояль; Бадди Бэнкс – контрабас и Жак Давид – ударные. Париж, 54 год.
Мэри-Лу Уильямс дружила с молодыми музыкантами би-бопа: от Диззи Гилесспи, Бада Пауэла до Теллониуса Монка (ее можно было встретить на знаменитых ночных джем-сешн баронессы Паноники, она же Ротшильд, где бушевал весь Нью-Йорк!)… Но в середине 50х она ушла в религию и занялась благотворительной деятельностью, вернулась же она в джаз в 57 году, когда вновь появилась на сцене, на Ньюпортском фестивале.
У нас остается лишь несколько минут, чтобы помянуть еще одного майского юбиляра – канадца Гила Эванса, у которого дома в Нью-Йорке на 44 стрит, в крошечной квартирке за котельной собиралась вся элита 40х и 50х – от Паркера, Дейвиса, Маллигана, Конитца до Льюиса и Эддерли.
Он был теоретиком джаза, композитором, аранжировщиком, пианистом и неким гуру, который с этой гигантской тахты в своей квартирке, на которой спал пьяный «Птица» и что-то напевал под нос морской пехотинец джаза Маллиган, управлял в течении десятилетий, или скорее НАПРАВЛЯЛ джаз то в русло КУЛа, то в распахнутую бухту Третьего Течения…

Gil Evans - La Nevada

ДС: - La Nevada, «Снегопад» на языке Сервантеса, композиция, одна из самых знаменитых, Гила Эванса, с которой начинается его знаменитый диск «Из Кула», «Out of Cool».
В данном случае оркестр собранный Эвансом в 58 году и уже без Майлза, но с такими гигантами, как Кёртис Фулер, Стив Лейси, «Пушечное Ядро» Эддерли, Бад Джоунсон и Арт Блейки…
Увы, на этом время мое истекло и пора прощаться. По логике вещей на следующей неделе у нас на афише лишь Майлз Дейвис. А пока что – прекрасного вам мая.
Подкаст наш все там же на svobodanews.ru. Чао, бай-бай!