Первая труба гения


ДС: - Солнечным утром 25 мая 39 года когда родители вошли в его спальню, чтобы поздравить с днем рождения, в руках у отца была труба. Мать хотела подарить ему скрипку, но отец настоял на трубе.
Позже он вспоминал с горькой иронией: «Отец подарил мне трубу, потому что он сильно любил мою мать».
Расшифровывается это так: в то майское утро 39 года, когда ему исполнилось тринадцать, отец и мать были на грани развода и выбор отца был не просто выбором инструмента, но и заслоном на пути матери. Майлз Дейвис Третий получил в подарок то, что стало его судьбою, но на мундштуке трубы был яд.
Об этом и разговор сегодня: о первой трубе гения…

Stella by Starlight

ДС: - Stella by Starlight, «Стелла в звездном свете», Уашингтона и Янга. Концерт второго квинтета Майлза Дейвиса в нью-йоркской филармонии 12 февраля 64 года. Майлз Дейвис – труба; Джордж Коулмен – тенор; Хёрби Хэнкок – рояль; Рон Картэр – контрабас и Тони Уильямс – ударные.
Талант, божий дар Дейвиса, вряд ли стоит пытаться разобрать на составные, пытаться объяснить. Он как алмаз и говорить можно лишь о шлифовке или трещинах. Гораздо важнее, как и в случае Дюка Эллингтона да и любого внука или правнука американских рабов, взглянуть на background Майлза и тут нам в помощь эта цифра: Дейвис был Майлзом Третьим, а Майлз Первый был первым свободным афроамериканцем семьи и знаменит был тем, что поздно вечером к нему домой стучали в двери белые бизнесмены Арканзаса; они приносили деду Майлза свои учетные книги и платил наличными: Майлз Первый был самым знаменитым и гениальным бухгалтером города. Но белые заводчики, хозяева гостиниц и ресторанов, конюшен и пивных заводиков приходили ночью, а не днем, чтобы никто не знал, что в их учетных книгах копается – черный бухгалтер.
Дед Майлза, родившийся через 6 лет после освобождения от рабства, «выправлявший» учетные записи белых, стал богатым человеком, купил тысячи акров земли в Арканзасе и смог послать сына, Майлза Второго, в Northwestern College учиться на зубного врача.
Майлз Второй, перебравшийся с семье в Восточный Сент-Луис, так же стал богатым человеком. Практика приносила приличные доходы, он купил большое, в 200 акров, ранчо и свиноферму, держал конюшню великолепных верховых лошадей. В юности Майлз Второй мечтал стать музыкантом. Делом в том, что во времена рабства Дейвисы был музыкантами и играли в струнных оркестрах богатых плантаторов.
Лишь Майлзу Третьему суждено было вновь стать музыкантом….

Fran dance

ДС: - Fran dance, «Танец Фрэн» Майлза Дейвиса. Фрэн – звал он свою возлюбленную, а затем жену, танцовщицу Френсис Тейлор.
Первый состав знаменитого секстета Дейвиса: Майлз труба с сурдинкой; «Пушечное Ядро» Эддерли – альт-саксофон; Джон Колтрейн – тенор; Билл Эванс – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Май 58 года, Нью-Йорк.
«Время Джаза» на частотах «Свободы» и на сайте радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Расхождения между отцом и матерью Майлза касались и принципиальных позиций по отношению к тому, что на русский переводится плохо (хотя и существует уже в «Википедии»: к «негритюду», к факту принадлежности к негритянской культуре.
Мать Майлза (вспомним юные годы Эллингтона) хотела жить, как зажиточные белые соседи. Она играла на скрипке и играла классику… (мать Эллингтона пела арии из опер!) Лишь однажды, в зрелые годы, когда Майлз навестил мать, она вдруг села за пианино и сыграла настоящий блюз. Но пока он рос всё, что относилось с негритянскому наследию порицалось и отрицалось. Джаз для матери Майлза был музыкой притонов и борделей.
Она так же терпеть не могла готовить и в доме работала кухарка и горничная.
Ну, уж а жизнь на ранчо была для Клиоты Дейвис настоящей мукой…

Someday My Prince Will Come

ДС: - Someday My Prince Will Come, «Однажды он появится, мой принц…» песня и стандарт Черчилля и мОри.
Майлз Дейвис – труба; Джон Колтрейн и Хенк Моубли – тенор-саксофоны; Уинтон Келли – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Студия звукозаписи «Коламбия», что на 30й стрит в Нью-Йорке; 20 марта 61 года…
В отличии от матери Майлз любил жизнь на ранчо. Он был прекрасным наездником; он рыбачил и охотился. Природа была для него всегда отдохновением и именно сюда, на ранчо в Милстад (это был тот самый единственный раз, когда его родители вновь объединились, но именно из-за него), именно сюда он и приехал, чтобы пройти ломку и перестать пускать по вене героин… Об этих страшных днях он писал в своей автобиографии, которая по-русски вышла 4 года назад в Екатеринбурге, в издательстве «Ультра Культура»…
Подбил отца Майлза подарить сыну трубу один из его пациентов, трубач Илвуд Бачэнэн, который знал, что Майлз мечтает стать джазменом. Он был для Дейвиса, о чем Майлз упоминал много раз, второй по важности фигурой после отца. У Бачэнэна был собутыльник, трубач Кларк Терри, всего лишь на шесть лет старше Майлза. Илвуд так часто и так красочно расписывал талант молодого Майлза, что Кларк Терри пришел его послушать.
В пятнадцать лет Майлз вступил в профсоюз музыкантов и начал играть профессионально в оркестре Эдди Рэнделла «Blue Devils» (дэвилс) в Сент-Луисе. Именно в эту эпоху, а точнее когда «Blue Devils» играли в Elks (Элкс) Club, Майлз по-настоящему подружился с Терри. В «Автобиографии» Майлз писал, что Клар Терри оказал на него наибольшее влияние. Даже Илвуд Бачэнэн играл под влиянием Терри.
Так, через пациента отца и своего первого учителя, Майлз вошел в джаз и стал играть на джем-сешенс в ночном Сент-Луисе, куда приезжали джазмены и из Канзаса, из Чикаго, а главное – из Нового Орлеана.


Around Midnight

ДС: - 'round Midnight, Теллониуса Монка. Еще один вариант квинтета Майлза. Дейвис – труба, Трейн – тенор; Ред Гарленд – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. 10 сентября 56 года. Студия звукозаписи Руди Ван Гельдера.
Пока не забыл, скажу, что в школе кличка Майлза была «Buckwheat», «Гречка» - так он был худ, мал ростом и темнокож. Майлз всегда лез в драку, когда его называли «Гречкой» и здесь нужно добавить, что Майлз был ко всему прочему и боксером и оставил серьезный бокс лишь потому, что один из музыкантов спросил его, не боится ли он, что ему могут повредить амбушюр… Французским этим словом музыканты обозначают способ складывания губ и языка для извлечения звука при игре на духовых. Треснувшая губа Сатчмо или выбитые зубы Чета Бейкера были катастрофой для джазменов. Бейкер на какое-то время перестал играть и стал больше – петь. Сатчмо носил в кармане баночку с волшебной мазью для заживления губы…
… Если бокс был настоящей страстью Майлза, то плаванье, бейсбол и баскетбол были лишь на градус слабее. Пожалуй, плаванье шло на втором месте после бокса. Но в середине жизни Майлз чаще плавал во французском коньяке, чем в нью-йоркских бассейнах или волнах Мексиканского залива…

Если ваш старый «Океан» или новенький «Сони» вопит на всю катушку, вполне возможно, что ваши соседи вместе с вами слушают «Время Джаза» на частотах «Свободы»…
Кто виноват? Ваш ДС…

Neo

ДС: - Neo, Композиция Майлза Дейвиса, он же – труба; Хенк Моубли – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Сан-францисский клуб «Blackhawk», 22 апреля 61 года.
Не доводилось ли вам лезть на стенку из-за того, что предки именно в тот момент, когда вы всё поняли и на всё решились, стоят на вашем пути?
Мать Майлза («…а у вас черных вешают!») ходила в норковой шубе, носила бриллиантовые колье и терпеть не могла (игра слов, наверное) «черной» работы. Отец рвал зубы, ставил пломбы и отдыхал на своей американской даче, то бишь на ранчо, верхом на рысаке или просто валяясь у окна и слушая пенье птиц.
Что делал Майлз? Он играл в Сент-Луисе, зарабатывая 85 баксов в неделю, что было сильно не плохо по тем временам. Ему было всего лишь 16 лет и его подружка Айрин была в панике… Как говорят школьницы во Франции: « «Красные бригады» не пришли». Она была беременна. Отец в упор сказал сыну: - Ты же знаешь, что ребенок может быть не от тебя? Она же гуляет налево и направо. Если ты хочешь, я могу вмешаться и всё, скажем, устроить..
«Гречка» знал это прекрасно. И он был против. Айрин Бёрс с «Гусиного Холма» давала urbi et orbi – отец Майлза действительно был в курсе. У нее был приятель по имен Уесли, у нее был дружок, барабанщик Джеймс. Она была хороша собою и за ней волочилась половина Восточного Сент-Луиса.
Но Майлзу было наплевать. Он был в плену. В 16 лет, все еще школьник, он решил стать отцом и мужем. Он сам зарабатывал на жизнь, у него родилась дочь Чэрил.

In Your Own Sweet Way

ДС: - In Your Own Sweet Way, «Мило, как только ты умеешь…», композиция Дейва Брубека. Майлз – труба; Джон Колтрейн – тенор-саксофон; Ред Гарленд – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. 16 ноября 55 года, Хэкэнсэк, Нью-Джёрзи.
В детстве настоящий джаз Майлзу доводилось слушать лишь у деда в Арканзасе. То были пластинки Армстронга, Эллингтона, Хайнза, Бише, Гудмена… В ночном Сент-Луисе он слушал пульсацию живого джаза. Кларк Терри наставлял его: - Слушай всех и каждого, смотри как кто держит трубу, запоминай даже, как они выходят играть…»
Подчас Майлзу не нужно было даже пересекать на троллейбусе Миссисипи, не нужно было из Восточного катиться в большой Сент-Луис. Прямо напротив зубоврачебного кабинета отца был клуб Red Inn, где играло комбо пианиста Дюка Брукса. Дейвис Младший играл с Бруксом в составе трио. Их моделью был секстет Бенни Гудмена. Майлз многому научился у Дюка Брукса, который играл для Майлза все новинки, особенно – Чарли Кристиана. Брукс рвался в Нью-Йорк, попробовать силы, попробывать пробиться, а так как денег у него никогда не было, он добирался автостопом. На этой дороге к славе он и погиб. Его сбил поезд.

Summertime

ДС: - Summertime, «Летней Порою» Джоржа и Айры Гершвин. Майлз Дейвис и оркестр Гила Эванса, 4 августа 58 года. Нью-Йорк…
Почему я заговорил о предках, которые стоят на пути взрослых детей? Майлз, как и Дюк Брукс, тоже рвался в Нью-Йорк!
Саксофонист Санни Стит сказал Майлзу: - «Ты похож на человека, которого зовут Чарли Паркер и ты играешь как он. Поехали с нами!» Стит играл в оркестре Тайни Брэндшо и Брэндшо готов был дать Майлзу место. Но мать была против. Была она против и позже, когда Майлза приглашали Ёрл Хайнз, Джимми Лансфорд, Иллиной Джэкетт, Эй Джей Салимэн.
Осенью 44 года оркестр самого «Мистера «Би»», Билли Экстайна, играл в Сент-Луисе. Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи входили в состав. Майлз отправился их послушать, а так как до этого он был на репетиции, труба была при нем. Джазмены традиционно помогают друг другу, особенно молодым и неизвестным. Его пригласили, как говорят музыканты, «сесть с остальными», to sit in. Джазмена, который спросил Майлза: - Паренек, у тебя есть профсоюзная карта? Есть? Давай-ка сыграй с нами! – джазмена этого звали Диззи Гиллеспи.
Экстайн вспоминал, что Майлз играл чудовищно. Немудрено молодой трубач, который прекрасно читал ноты, услышав игру Диззи и Птицы – поплыл. Он просто не видел всех этих до-ре-ми!

Walking

ДС: - Walkin', «Прогуливаясь», тема Ричарда кАрпентера. Майлз Дейвис – труба; Джей Джей Джоунсон – тромбон; Лаки Томпсон – тенор-саксофон; Хорас Сильвер – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни Кларк – ударные. Апрель 54 года, студия звукозаписи Руди ван Гельдера.
Мать Майлза хотела чтобы сын поступил в университет «Фиск» в Нашвилле, но Майлз уговорил отца отправить его учиться в музыкальную школу Джульярд, в Нью-Йорк. В сентябре 44 года его мечта осуществилась: он попал в Мекку современного джаза, туда, где после Нового Орлеана, после Сент-Луиса, после Чикаго и Канзаса переместилась живая лаборатория джаза.
Официально Майлз числился студентом Juilliard School, но на самом деле он все свободное время проводил на 52-й стрит, на Улице Джаза. Здесь играли Птица и Диззи, Кенни Кларк и Хорас Сильвер, Декстер Гордон и Джон Льюис, иногда Теллониус Монк…, здесь пела Билли Холидей. Ночи проведенные на 52й стрит или в клубе Минтон’c и дневные занятия в Juilliard были настоящей шизофренией. В итоге Майлз школу бросил.
– Да мне и нечему было там учиться! вспоминал он позже.
Гораздо важнее была ночная жизнь и джем-сешенс Улицы Джаза. Да и к тому же сам Птица его подбадривал:
- Не бойся, - говорил он, - выходи на сцену и играй!
И он решился. Он вышел на сцену и покинул ее лишь в сентябре 91 года.

Generique

ДС: - Лейтмотив фильма Луи Малля «Лифт на эшафот», музыка Майлза Дейвиса, его же труба; Барни Уилен – тенор; Рене Утреже – рояль; Пьер Мишло – контрабас и Кенни Кларк, ударные. Париж, 57 год..
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Подкаст вы найдете на сайте svobodanews.ru. До следующей недели, всех благ, чао, бай-бай!