В Москве в ДК им. Горбунова прошел благотворительный концерт "За вашу и нашу свободу". Сбор – в пользу политических заключенных и невинно осужденных. Участники – Александр Филиппенко, Виктор Шендерович, Юлий Ким, Александр Городницкий.
Реклама концерта шла только в интернете – на правозащитных сайтах, по блогам. Однако партер "Горбушки" был полон, и еще на балконах сидели. Многие, конечно, просто так на концерт пришли, вне заявленной темы: такой состав на сцене при билетах от 200-300 рублей – просто подарок по нынешним временам. Да если и по теме – что нового о нынешних политзэках могут сказать артисты и барды, пусть и такие?
Оказалось, что при наличии хорошего концерта ничего нового по теме, собственно, и не нужно. Все необходимое уже написано до нас. Но все еще – для нас. И ничего музейного, все живо и актуально.
"Зона" Сергея Довлатова, например. А в ней - то самое "Представление", которое про спектакль "Кремлевские звезды" и зэков, играющих Ленина и Дзержинского. Читал Александр Филиппенко, открывавший вечер. Это, конечно, получилось против всех правил драматургии: абсолютно ударный номер – и в начале. Но Александру Филиппенко надо было торопиться в театр "Практика", где на тот же вечер было назначено его чтение солженицынского "Одного дня Ивана Денисовича". То есть, тема востребована. А радоваться этому или выводы делать – пусть каждый сам для себя решает.
И "Коричневая пуговка" – старинная пионерская песня про то, как советский пионер Алешка нашел, собственно, пуговку и тем самым помог разоблачить шпиона – прозвучала в самый раз. Что в оригинале, что в обработке Юлия Кима – согласно которому, пуговка скрывала ширинку "не нашей ширины. А в глубине ширинки, на самой серединке - отчетливые снимки советской стороны". Если бы Виктор Шендерович, который вел вечер, до того не вспомнил про Игоря Сутягина, давным-давно сидящего за то, что анализировал материалы, открытые на всю ширину – это в России и называется "шпионаж", кто не в курсе, – можно было бы просто улыбнуться, в порядке ностальгии по общему опыту. А так – смеялись в голос.
Как смеялись и песне, спетой Кимом от имени Александра Галича. Будто бы отпустили Галича на побывку с того света, и приезжает он в Москву с новыми вещами:
- Есть баллада про новых з\к.
Есть канкан ветеранов ЧК.
Есть про Путина 2-3 стишка
И огромный романс про Лужка.
А Москва Галичу и отвечает:
- Я б дала тебе, Сашенька, выступить,
Да не вижу для этого мест.
Все, блин, занял Каспаров под диспуты
И Лимонов с Немцовым – под съезд.
И "Перекаты" Александра Городницкого были, и его же "От злой тоски не матерись". Еще те поколения з\к грозились барду нехорошим, если тот не перестанет настаивать на своем авторстве - "это наши песни, на зонах написанные!" Так что тут ничего не переделывали: пошли как влитые, весь зал с Городницким пел.
В результате для политзэков собрали – за вычетом аренды – почти 200 тысяч рублей. И с билетов, и от пожертвований, которые принимались в фойе "Горбушки". С пожертвований, судя по всему - больше, чем с билетов. Значит, все же не просто концерт получился.
Фоторепортаж Юрия Тимофеева с концерта "За вашу и нашу свободу".
Реклама концерта шла только в интернете – на правозащитных сайтах, по блогам. Однако партер "Горбушки" был полон, и еще на балконах сидели. Многие, конечно, просто так на концерт пришли, вне заявленной темы: такой состав на сцене при билетах от 200-300 рублей – просто подарок по нынешним временам. Да если и по теме – что нового о нынешних политзэках могут сказать артисты и барды, пусть и такие?
Оказалось, что при наличии хорошего концерта ничего нового по теме, собственно, и не нужно. Все необходимое уже написано до нас. Но все еще – для нас. И ничего музейного, все живо и актуально.
"Зона" Сергея Довлатова, например. А в ней - то самое "Представление", которое про спектакль "Кремлевские звезды" и зэков, играющих Ленина и Дзержинского. Читал Александр Филиппенко, открывавший вечер. Это, конечно, получилось против всех правил драматургии: абсолютно ударный номер – и в начале. Но Александру Филиппенко надо было торопиться в театр "Практика", где на тот же вечер было назначено его чтение солженицынского "Одного дня Ивана Денисовича". То есть, тема востребована. А радоваться этому или выводы делать – пусть каждый сам для себя решает.
И "Коричневая пуговка" – старинная пионерская песня про то, как советский пионер Алешка нашел, собственно, пуговку и тем самым помог разоблачить шпиона – прозвучала в самый раз. Что в оригинале, что в обработке Юлия Кима – согласно которому, пуговка скрывала ширинку "не нашей ширины. А в глубине ширинки, на самой серединке - отчетливые снимки советской стороны". Если бы Виктор Шендерович, который вел вечер, до того не вспомнил про Игоря Сутягина, давным-давно сидящего за то, что анализировал материалы, открытые на всю ширину – это в России и называется "шпионаж", кто не в курсе, – можно было бы просто улыбнуться, в порядке ностальгии по общему опыту. А так – смеялись в голос.
Как смеялись и песне, спетой Кимом от имени Александра Галича. Будто бы отпустили Галича на побывку с того света, и приезжает он в Москву с новыми вещами:
- Есть баллада про новых з\к.
Есть канкан ветеранов ЧК.
Есть про Путина 2-3 стишка
И огромный романс про Лужка.
А Москва Галичу и отвечает:
- Я б дала тебе, Сашенька, выступить,
Да не вижу для этого мест.
Все, блин, занял Каспаров под диспуты
И Лимонов с Немцовым – под съезд.
И "Перекаты" Александра Городницкого были, и его же "От злой тоски не матерись". Еще те поколения з\к грозились барду нехорошим, если тот не перестанет настаивать на своем авторстве - "это наши песни, на зонах написанные!" Так что тут ничего не переделывали: пошли как влитые, весь зал с Городницким пел.
В результате для политзэков собрали – за вычетом аренды – почти 200 тысяч рублей. И с билетов, и от пожертвований, которые принимались в фойе "Горбушки". С пожертвований, судя по всему - больше, чем с билетов. Значит, все же не просто концерт получился.
Фоторепортаж Юрия Тимофеева с концерта "За вашу и нашу свободу".