Как в доме Эстерхази

Йозеф Гайдн прослужил придворным композитором у венгерского князя Эстерхази 24 года

"Йозеф Гайдн, слуга князя Эстерхази" - так называется концерт, который состоится 30 мая в концертном зале дома-усадьбы Боткиных в Москве. Произведения Йозефа Гайдна, а также его современников - музыкантов, служивших при дворе Эстерхази, прозвучат в исполнении ансамбля солистов The Pocket Symphony под управлением Назара Кожухаря.

Миклош Эстерхази принадлежал к роду князей, который в XVII-XVIII веках покровительствовал музыкальному искусству. Не случайно Йозеф Гайдн провел у него на службе 24 года в качестве придворного композитора и главного капельмейстера.

О том, насколько вкусы князя могли повлиять на творчество Гайдна, размышляет художественный руководитель ансамбля The Pocket Symphony Назар Кожухарь:

- Например, у Гайдна сохранилось около 200 трио для экзотического инструмента - баритона. Это дальний родственник виолы да гамба - виола да гамба с резонирующими струнами. Эстерхази очень увлекался этим инструментом, и благодаря этому Гайдн написал огромное количество достаточно экзотических нетрудных трио.

А вот что он рассказал о предстоящем концерте:

- Программа открывается квартетом для кларнета и струнных Карла Стамица (это один из первых представители мангеймской композиторской школы, которая, наверное, является истоком музыкального классицизма). Кроме того, Стамиц - один из первых, кто стал писать музыку для кларнета.

Вся программа, как обычно, представляется нами на исторических инструментах. Этот исторический кларнет не имеет ничего общего с современным и по звучанию, и по технике игры. Это создает некие сложности исполнителю. С другой стороны, конечно, он особым образом подходит для музыки этого периода, у него совершенно другой тембр, более чистый, более легкий, другой строй, другой материал, из которого он делается.

Продолжаем довольно-таки редко звучащим дуэтом для скрипки и альта Гайдна. У Гайдна шесть таких сонат-дуэтов. Опять-таки лавры типично альтового дуэта принадлежат в современном мире Моцарту, а Моцарт писал свои дуэты в 80-х годах XVIII века, а Гайдн - в 60-е.

Второе отделение мы продолжим очень известным, замечательным квартетом для флейты Моцарта - его представлять не нужно. Другое дело, что, опять-таки, мы будем играть этот квартет на исторической флейте.

- То есть это будет звучать так, как звучало во времена Моцарта и Гайдна.

- По крайней мере, инструменты позволяют нам во многом приблизиться к этому. Программа продолжится во втором отделении дуэтом для скрипки и альта Андреаса Лиделя. Он, как и Гайдн, служил у Эстерхази, правда, недолгий период. И завершаем мы программу знаменитой симфонией Гайдна, которая называется "Сюрприз", номер 94, в транскрипции для небольшого состава. Сделана она другом Гайдна, его английским импресарио Иоганном Петером Соломоном.

- Вы как-то объясняете тот факт, что музыка, которую сочинил Гайдн, до сих пор популярна?

- Если оставить в стороне такие понятия как гений, хотя это бесспорно сегодня, Гайдн является отцом венского стиля, изобретателем многих средств выразительности, которые нам так дороги в этом стиле.

Виртуозные произведения эпохи классицизма прозвучат в культурном центре "Покровские ворота". Среди солистов ансамбля The Pocket Symphony - Евгений Федорков (исторический кларнет), Сергей Крюков (натуральная валторна), Галина Матюкова (траверсфлейта) и Назар Кожухарь (скрипка, альт).