КГБ приступил к выборам

Вопрос контроля средств, выделяемых из Москвы на восстановление Южной Осетии - один из главных вопросов оппозиции к власти

В Цхинвали сотрудники КГБ Южной Осети задержали преподавателя Южно-Осетинского университета Фатиму Маргиеву. Ее обвинили в попытке срыва парламентских выборов в Южной Осетии, намеченных на 31 мая.

КГБ Южной Осетии распространил заявление об аресте госпожи Маргиевой на основании "незаконного хранения в ее домовладении оружия и боеприпасов", а также листовок и прокламаций "антиправительственного содержания". В отношении задержанной возбуждено уголовное дело. Вчера поздно вечером Фатиму Маргиеву отпустили под подписку о невыезде.

Подробности в интервью Радио Свобода с места событий рассказала сотрудница правозащитного центра "Демос" Варвара Пахоменко:

- Вчера в 9 утра к Маргиевой Фатиме, которая является преподавателем государственного Южно-осетинского университета и довольно активным общественным и политическим деятелем - она взаимодействовала с оппозиционной Народной партией Южной Осетии, домой пришли сотрудники Комитета госбезопасности (КГБ), как здесь называется это ведомство, с постановлением об обыске, подписанным следователем КГБ. В протоколе изъятия значится, что у нее планировалось найти листовки, в которых содержится призыв к насильственному свержению конституционного строя. Об этом говорится в пресс-релизе, распространенном КГБ.

- Эти листовки были найдены?

- Там было найдено кое-что из того, что было перечислено: несколько газет, одна листовка - обращение к президенту Южной
Как рассказывают местные жители, с начала января в Цхинвали распространялись какие-то листовки, в которых говорилось о том, что нужно спрашивать у власти, куда распределяется гуманитарная помощь
Осетии, и две листовки с обращением к президенту России. Дочь Фатимы утверждает также, что в одной из этих листовок был призыв не участвовать в выборах, потому что выборы являются несвободными. И, как рассказывают местные жители, с начала января в Цхинвали распространялись какие-то листовки, в которых говорилось о том, что нужно спрашивать у власти, куда распределяется гуманитарная помощь и как идет восстановление города.

Но что конкретно содержалось в тех листовках, которые изъяли у Маргиевой, сказать пока невозможно. Если посмотреть протокол изъятия, речь идее об 1-2 экземплярах листовок.

- Сама Маргиева была взята под стражу?

- Она была задержана в час дня, с 9 утра до часа дня продолжался обыск дома. Было еще изъято оружие ее сына. После войны здесь есть оружие фактически в каждом доме. И вот в час дня ее привезли в КГБ, дочь после допроса освободили, а сама Фатима до позднего вечера находилась там. Непонятно, что дальше может быть с этой женщиной. Так, недавно двух людей из Ленингорского (Ахалгорского) района республики обвинили в том, что они участвовали в выборах альтернативного прогрузинского президента Дмитрия Санакоева в 2006 году. Их обвинили в измене родине, их тоже задержало КГБ, и их держали больше месяца в тюрьме.

Я опасаюсь, что эта женщина может остаться под стражей. Тем более, что КГБ вечером организовал пресс-конференцию. Приехали довольно много журналистов – около полутора десятков. Я попыталась на нее попасть, но мне сказали, что пускают только по спискам, предоставленным Комитетом информации и печати Южной Осетии.

- Связан ли обыск у Маргиевой с предстоящими выборами в Южной Осетии?

- Я думаю, что это напрямую связано с выборами. Местные оппозиционные силы в последнее время подвергаются давлению. Одну
Бойкот выборов считается самым тяжким обвинением
из оппозиционных партий, как раз Народную партию, фактически захватили провластные активисты, и ее новые руководители выдвинули своих представителей на выборы, а старые члены не могут в них участвовать. В другой более или менее оппозиционной партии был отстранен ее руководитель, потому что было сказано, что он не живет постоянно в Южной Осетии. И теперь, когда всего четыре партии идут на выборы, и самая оппозиционная из них - это коммунистическая, большая часть местной оппозиции стала призывать к тому, чтобы в выборах не участвовать совсем. И это очень болезненно воспринимается властями. Бойкот выборов считается самым тяжким обвинением.

- А к чему раньше призывали оппозиционные партии? Например, контролировать средства, выделяемые Москвой на восстановление республики?

- Вопрос контроля средств, выделяемых из Москвы, обсуждают почти все на улице и между собой. В публичном пространстве это обсуждается очень мало. Это очень болезненный вопрос для власти, и отчасти партии об этом заявляли, но сказать, чтобы это звучало очень громко в публичном пространстве - по телевидению или в газетах, - скорее, нет.
Вопрос контроля средств, выделяемых из Москвы, обсуждают почти все на улице и между собой


Проблема в том, что только в январе вступил в силу новый закон о выборах. Если раньше в местную Думу могли пройти люди по одномандатным округам, то есть конкретный человек мог выдвинуться в депутаты, то теперь остались только выборы по партийным спискам. К тому же убрали графу "Против всех" из бюллетеня. Выборы по партийной системе народ очень негативно воспринял. Большинство считают, что голосовать нужно за конкретного человека, а не за партию, которая, в общем, не очень понятна. Недавно, например, на состоявшихся предвыборных дебатах председатель местной провластной партии "Единство", которая открыто выступает за вступление Южной Осетии в Россию, сказал: мы являемся дочерней организацией от "Единой России".

В Южной Осетии установлен режим личной власти местного лидера Эдуарда Кокойты, а деньги, переданные самопровозглашенной республике на восстановление, не доходят до нуждающихся. Об этом на пресс-конференции, которая состоялась в Москве, заявили представители южноосетинской оппозиции. Бывшие сторонники, а ныне противники Эдуарда Кокойты утверждают, что честных выборов в этом регионе быть просто не может.

Выборы в югоосетинский парламент, назначенные на 31 мая, состоятся в соответствии с конституцией республики, заявил министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев в понедельник. Ранее сообщалось, что власти Грузии заявили о незаконности назначенных на 31 мая парламентских выборов в Южной Осетии.