Что привез с собой в Сербию вице-президент США Джо Байден

Ирина Лагунина: Вице-президент США Джо Байден на минувшей неделе посетил Боснию, Сербию и Косово.
В Сараево он выразил озабоченность направлением, в котором движется Босния, тем, что боснийские политики из рядов сербов, хорватов и мусульман всё больше занимаются опасной националистической риторикой, углубляя недоверие между тремя народами. Визит он окончил в строгом тоне, словами: «это должно прекратиться!» А в Белграде Джо Байден провёл переговоры с сербским руководством, а на пресс конференции уступчиво заявил, что США и Сербия согласны в том, что не согласны по вопросу о независимости Косово. Ну а в Косово Байден был принят как герой, внесший большой вклад в осуществление независимости. Тем не менее, он заявил косовскому руководству, что оно должно обеспечить возвращение домой сербов и создать для всех меньшинств нормальные условия жизни и безопасности. О том, как восприняли в Белграде этот визит, рассказывает Айя Куге.

Айя Куге: Визит вице-президента Соединённых Штатов в Белград был значительным событием уже потому, что со времени прошлого визита американского политика такого высокого уровня прошло 29 лет. Большинство граждан Сербии встретили Джо Байдена с чувством неприязни – ведь в прошлом он энергично выступал за бомбардировки Сербии и являлся одним из самых активных сторонников независимости Косово. Однако руководство Сербии, кажется, осталось довольным его визитом, и особенно тем, что Вашингтон на Белград не оказал никакого давления ни по одному из вопросов. Вот как оценивает итоги встречи с Джо Байденом президент Сербии Борис Тадич.

Борис Тадич: Первое, что нужно констатировать: качественное улучшение наших отношений очень полезно для Сербии, как полезно для каждого государства иметь как можно лучшие отношения с США. Второе: для нас крайне важно то, что вице-президент США Джо Байден публично заявил о том, что никто не будет обуславливать вступление Сербии в Европейский союз нашим признанием независимости Косово и Метохии и вступлением в НАТО. Это для нас очень важно. Третье: значительным результатом является и американская поддержка Сербии в международных финансовых организациях – особенно в нынешние времена экономического кризиса. Напомню, что мы ожидаем от Всемирного банка и Международного валютного фонда средства, необходимые для стабилизации макроэкономической политики и развития инфраструктуры. Я считаю, что Сербия, помимо этих очень конкретных практических результатов, получила и одно конкретное признание – американский вице-президент заявил, что Сербия является ключевым фактором в региональной политике, что от нее существенно зависит стабильность целого региона.

Айя Куге: Самый большой интерес сербской общественности вызвал тот факт, что вице-президент США уделил особое внимание отдельным переговорам с министром обороны Сербии. Именно военное сотрудничество двух стран оценивается как самое успешное. Войска Сербии имеют постоянные совместные программы с национальной гвардией Огайо, и США финансируют обучение сербских офицеров. Пресса в Белграде назвала Министра обороны Драгана Шутановца фаворитом Америки.

Драган Шутановац:
Господин Байден сказал, что наши войска уже отвечают западным стандартам, и поэтому мы бы могли очень быстро вступить в НАТО, если бы у нас появился такой интерес. Но он также сказал, что полностью понимает ситуацию, в которой находится Сербия, и поэтому никто нас не будет принуждать к этому решению, хоть для Америки и важно, чтобы Сербия вошла в Североатлантический союз.
Но до этого ещё нужно время - ведь я являюсь единственным министром обороны в мире, который сидит в здании, полуразрушенном той же НАТО. Из этого легко сделать вывод, что НАТО большими симпатиями в Сербии не пользуется.
С другой стороны, мы разговаривали о нашем участии в программе «Партнёрство во имя мира» - это те рамки, в которых мы должны действовать активнее. На меня произвело впечатление то, что Байден выразил поддержку реформам, которые мы проводим в армии. Он считает, что вооруженные силы Сербии - одна из самых серьёзных армий в регионе и, сотрудничая с вооруженными силами США, она может стать важным фактором стабильности в регионе.

Айя Куге: Многим бросилось в глаза, что Джо Байден во время визита постоянно говорил о необходимости евро-атлантической интеграции Сербии, а сербский президент Тадич упорно упоминал лишь европейскую интеграцию. Так настаивает Вашингтон на вступлении Сербии в НАТО или нет? Директор белградского Форума по этническим отношениям Душан Янич считает, что администрация США учитывает горький опыт сербов войны с НАТО в 1999 году.

Душан Янич: Вашингтон понимает наши настроения, так как есть несколько веских аргументов. Важнейший – общественное мнение. 82% граждан Сербии против вступления в НАТО. Правда, в последние годы велась такая политика, которая настраивала общественность против атлантической интеграции. Во время предыдущего правительства Воислава Коштуницы в результате активной пропагандистской кампании парламент принял странную резолюцию о военном нейтралитете Сербии, которая на самом деле является ширмой для антинатовской политики. Однако, одновременно продолжалась реформа войск по натовским стандартам. Мне кажется, что нынешнее правительство понимает необходимость сближения с НАТО, но ему предстоит определить ясную стратегию.

Айя Куге: Меньше всего известно о том, как обсуждался вопрос Косово, который в последнее время определял тон двусторонних отношений. Официальный Белград перед визитом Джо Байдена утверждал даже, что никаких разговоров на эту тему и быть не может – Косово остаётся частью Сербии.

Душан Янич: Американская администрация прилагала усилия не поднимать в Белграде вопрос независимости Косово. Даже когда речь об этом заходила, говорилось: мы понимаем позицию Белграда, но ожидаем, что Сербия не будет препятствовать интересам Косово и интересам США в Косово. Вашингтон, кажется, ожидает, что власти Сербии будут сотрудничать с миссией Евросоюза в Косово Еулекс по вопросам улучшения положения сербов, что Белград будет активно помогать в осуществлении в Косово того, что отвечает сербским интересам, что приемлемо для Сербии.

Айя Куге: Визит вице-президента США был региональным. Что в этом аспекте новая американская администрация ожидает от Сербии? Внешнеполитический обозреватель белградского еженедельника «Время» Андрей Иваньи.

Андрей Иваньи: Относительно ясно, что было целью визита вице-президента США: он заявил в Сараево, что Америка возвращается на Балканы. Байден поддержал целостную Боснию и заявил, что Босния, какая она есть сегодня, она не может рассчитывать ни на европейскую, ни евро-атлантическую интеграцию. Он даже выступил перед боснийскими парламентариями, заявив, что если они не достигнут единства, то Босния останется самой бедной страной как в регионе, так и в Европе. Что касается Сербии, то между строк можно было понять, что от Белграда, прежде всего, ожидается, что он не будет создавать проблем, не будет поддерживать боснийских сербов в попытках дезинтеграции Боснии. Что же касается Косово, то тут ещё яснее: США ожидают от Белграда сотрудничества с Европейской миссией, а взамен, в течение какого-то времени, никто не будет принуждать Сербию признавать Косово.

Айя Куге: А бывший посол Сербии в Вашингтоне Иван Вуячич, окончивший свой мандат пару месяцев назад, наоборот, считает, что визит Дж Байдена на Балканы не принёс ничего существенно нового.

Иван Вуячич: Нужно сказать, что на самом деле существует преемственность американской политики на Балканах. Ничего неожиданного на этот раз не произошло. Послание было именно таким: преемственность заботы о регионе, забота о евро-атлантической интеграции этой части мира. Ведь существует генеральная американская стратегия: Европа должна быть свободной, мирной и объединённой, все европейские страны, которые этого хотят, должны вступить в ЕС – а хотят вступить все. Новое лишь в том, что к нам приехал Байден, - то есть новая администрация решила на таком высоком уровне передать свое послание. Байден считается экспертом по Балканам, так как долгое время возглавлял внешнеполитический комитет сената США. Став вице-президентом, он хочет показать, что Америка не забыла про этот регион, несмотря на то, что объективно перед ней сейчас есть внешнеполитические проблемы важнее и приоритетнее– Афганистан, Ирак, Иран, Ближний Восток.

Айя Куге: Однако в Белграде визит Джо Байдена был оценён как новый этап в сербско-американских отношениях. Эти отношения сошли на нет десять лет назад, во время натовских бомбардировок, потом улучшились, но потом опять стали прохладными год назад, когда Америка поддержала независимость Косово, а сербы в ответ подожгли посольство США в Белграде.

Иван Вуячич: Я никак не назвал бы это новым этапом. Ничего конкретного не случилось. Не подписано ни одно межгосударственное соглашение, не объявлена ни одна большая инвестиция. Однако важно, что мы получили позитивный сигнал, что новая американская администрация хочет играть роль в регионе, хочет поддержать евроинтергацию и не оказывать давления на Сербию, чего у нас так опасались. Это хорошо. Не знаю, как скоро отношения с США существенно улучшатся, но ясно, что военное сотрудничество и сотрудничество в области безопасности примет более интенсивный характер. Вероятно, будут и какие-то инвестиции, но я не ожидаю ничего сногсшибательного в ближайшем будущем. Косово остаётся большой проблемой и будет и дальше определять наши двусторонние отношения, но это не означает, что невозможно сотрудничать в других областях.

Айя Куге: Бывший посол Сербии в Вашингтоне Иван Вуячич. Воспользовавшись визитом Джо Байдена, президент Сербии Борис Тадич пригласил посетить Сербию президента США Барака Обаму.