На днях будет опубликовано открытое письмо двух десятков членов Союза кинематографистов к своим коллегам по СК. Впрочем, письмо – не единственный контраргумент, оставшийся у противников Никиты Михалкова.
Ожидается, что письмо, озаглавленное "Всем членам СК России", будет опубликовано 2 июня в газете "Московский комсомолец". Предполагаемый текст письма, однако, уже появился на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России и в блогах. Речь в письме идет о недавнем пленуме правления СК, состоявшемся в Госфильмофонде в подмосковных Белых Столбах, и о некоторых решениях этого пленума:
"Мы стоим на пороге преобразования общественной организации - каковой до сих пор был СК РФ, как бы к нему ни относиться, - в командно-административную систему с отчетливо выраженной жесткой авторитарностью. <…> За забором Госфильмофонда стали изобретать новую структуру Союза и механизмы контроля над массовкой.
Там была придумана Комиссия по этике — своего рода Святая Инквизиция Его Величества Никиты Михалкова, первой жертвой которой стал критик Виктор Матизен, дважды за короткий срок исключенный из Союза.
Там решено было создать еще одну руководящую номенклатуру – Исполнительную дирекцию Союза кинематографистов с необыкновенно широкими полномочиями и правом продажи имущества СК.
Там был назначен Исполнительный директор, подотчетный в своих действиях только Никите Михалкову. <…>
Там снова зашла речь о сносе московского Дома Кино.
Там нагнеталась атмосфера нетерпимости к инакомыслию, продолжилось культивирование образа врага. Уже исключен из Ученого совета ВГИК профессор и заведующий кафедрой режиссуры Марлен Хуциев, сегодняшний лидер несогласных с Михалковым.
Сигнал к «охоте на ведьм» прозвучал. Кто следующий? <…>"
В блогах в числе подписавшихся названы Эльдар Рязанов, Юрий Любимов, Наталья Фатеева, Елена Цыплакова, Алексей Герман, Юрий Богомолов и многие другие "тяжеловесы". Однако список тех, чьи подписи ожидаются под публикацией, пока что уточняется. Известно, что письмо уже подписали Марлен Хуциев, Рустам Ибрагимбеков, Гарри Бардин, Юлий Гусман - и собеседник Радио Свобода Андрей Разумовский, до недавнего времени возглавлявший ревизионную комиссию СК.
- Не поздно ли уже писать письма?
- Какое "поздно"? 10-го июня - первый суд в Краснопресненском суде о признании этого собрания в Гостином дворе (Чрезвычайного съезда СК РФ, прошедшего в марте. – РС.) нелегитимным. И это – лишь начало подобных процессов. Правда, очень интересная история: мы слушаемся в Краснопресненском суде - и дело опять разбирает та самая судья, которая нам дала как бы отказ в другой ситуации.
- Имеется в виду декабрьский 7-й съезд СК – избравший в председатели Марлена Хуциева и позже признанный нелегитимным?
- Да. Материалы по Чрезвычайному съезду собраны фантастические. Вплоть до того, что из города Кирова приехали два человека,которых год назад исключили из Союза кинематографистов. Но это не помешало им приехать в Гостиный двор в качестве официальных делегатов. Очень много подлогов и прочих подобных дел. Поэтому мы надеемся, что судья будет принципиальна.
- Та же самая?
- Мы так попали по закону. Мы обязательно должны судиться в Краснопресненском суде, по месту нахождения Союза, и этими делами у них занимается именно эта судья. Если не будет отвода.
- Исполнительная дирекция Союза кинематографистов - что за структура такая, зачем она?
- Создание Исполнительной дирекции - это, по большому счету, правильное решение. Союзом должна руководить какая-то нейтральная профессиональная организация - люди, которые умеют работать с финансами, с юристами и с банками, строить недвижимость и так далее. Потому что иначе кинематографисты говорят: "Мы все сами". С 1990 года, когда я был избран вторым человеком в Союзе, мы хотели ввести такое правление, но кинематографисты сказали: "Нет, мы сами все умеем". В результате мы потеряли очень многое из того, что могли бы не потерять. По большому счету, дирекция - это правильно. Но что она будет делать и кто стоит во главе? Надо посмотреть на этих людей.
- А недавнее решение о создании правительственного совета по кинематографии во главе с премьером Путиным?
- Тоже верное. Нужно делать любые шаги, лишь бы помочь кинематографу. Сегодня финансирования кинематографа нет вообще. Около ста проектов заморожено. Сто проектов - это примерно 10 тысяч кинематографистов, оставшихся без работы. Поэтому если этот координационный совет будет работать и появятся какие-то деньги, то это будет замечательно.
Но кто будет определять направления, в которых будет работать этот совет, кому будут давать деньги? Не будет ли весь этот советработать на одного человека? В Каннах объявили о бюджете картины Никиты Сергеевича "Утомленные солнцем-2" - 68,5 миллиона долларов; простите меня, весь бюджет российского кинематографа на этот год - порядка 70 миллионов. Было 100, под секвестр в связи с кризисом ушло 30 процентов. Из них 68,5 Никита Сергеевич, как лидер кинематографа, хочет забрать лично себе. А остальные - наплевать, они не будут работать.
- Но, насколько я понимаю, проект "Утомленные солнцем-2" отнюдь не полностью финансируется из бюджета.
- Вот хорошо бы проверить, где и как. Мы уже видели эти консолидированные бюджеты – часть от государства, часть от спонсоров - на его предыдущих картинах: потом в основном оказывалось, что деньги там только от нашего государства. При этом Михалков везде говорит: "Ребята, я на равных. Вот разрешено в рублях по миллиону долларов на картину в год - я это беру". А если будет в комиссии нормальная структура, нормальная работа, нормальный конкурсный отбор сценариев - не в одну сторону, а действительно на равных - то это будет очень благое дело.
Ожидается, что письмо, озаглавленное "Всем членам СК России", будет опубликовано 2 июня в газете "Московский комсомолец". Предполагаемый текст письма, однако, уже появился на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России и в блогах. Речь в письме идет о недавнем пленуме правления СК, состоявшемся в Госфильмофонде в подмосковных Белых Столбах, и о некоторых решениях этого пленума:
"Мы стоим на пороге преобразования общественной организации - каковой до сих пор был СК РФ, как бы к нему ни относиться, - в командно-административную систему с отчетливо выраженной жесткой авторитарностью. <…> За забором Госфильмофонда стали изобретать новую структуру Союза и механизмы контроля над массовкой.
Там была придумана Комиссия по этике — своего рода Святая Инквизиция Его Величества Никиты Михалкова, первой жертвой которой стал критик Виктор Матизен, дважды за короткий срок исключенный из Союза.
Там решено было создать еще одну руководящую номенклатуру – Исполнительную дирекцию Союза кинематографистов с необыкновенно широкими полномочиями и правом продажи имущества СК.
Там был назначен Исполнительный директор, подотчетный в своих действиях только Никите Михалкову. <…>
Там снова зашла речь о сносе московского Дома Кино.
Там нагнеталась атмосфера нетерпимости к инакомыслию, продолжилось культивирование образа врага. Уже исключен из Ученого совета ВГИК профессор и заведующий кафедрой режиссуры Марлен Хуциев, сегодняшний лидер несогласных с Михалковым.
Сигнал к «охоте на ведьм» прозвучал. Кто следующий? <…>"
В блогах в числе подписавшихся названы Эльдар Рязанов, Юрий Любимов, Наталья Фатеева, Елена Цыплакова, Алексей Герман, Юрий Богомолов и многие другие "тяжеловесы". Однако список тех, чьи подписи ожидаются под публикацией, пока что уточняется. Известно, что письмо уже подписали Марлен Хуциев, Рустам Ибрагимбеков, Гарри Бардин, Юлий Гусман - и собеседник Радио Свобода Андрей Разумовский, до недавнего времени возглавлявший ревизионную комиссию СК.
- Не поздно ли уже писать письма?
- Какое "поздно"? 10-го июня - первый суд в Краснопресненском суде о признании этого собрания в Гостином дворе (Чрезвычайного съезда СК РФ, прошедшего в марте. – РС.) нелегитимным. И это – лишь начало подобных процессов. Правда, очень интересная история: мы слушаемся в Краснопресненском суде - и дело опять разбирает та самая судья, которая нам дала как бы отказ в другой ситуации.
- Имеется в виду декабрьский 7-й съезд СК – избравший в председатели Марлена Хуциева и позже признанный нелегитимным?
- Да. Материалы по Чрезвычайному съезду собраны фантастические. Вплоть до того, что из города Кирова приехали два человека,
Материалы по Чрезвычайному съезду собраны фантастические
- Та же самая?
- Мы так попали по закону. Мы обязательно должны судиться в Краснопресненском суде, по месту нахождения Союза, и этими делами у них занимается именно эта судья. Если не будет отвода.
- Исполнительная дирекция Союза кинематографистов - что за структура такая, зачем она?
- Создание Исполнительной дирекции - это, по большому счету, правильное решение. Союзом должна руководить какая-то нейтральная профессиональная организация - люди, которые умеют работать с финансами, с юристами и с банками, строить недвижимость и так далее. Потому что иначе кинематографисты говорят: "Мы все сами". С 1990 года, когда я был избран вторым человеком в Союзе, мы хотели ввести такое правление, но кинематографисты сказали: "Нет, мы сами все умеем". В результате мы потеряли очень многое из того, что могли бы не потерять. По большому счету, дирекция - это правильно. Но что она будет делать и кто стоит во главе? Надо посмотреть на этих людей.
- А недавнее решение о создании правительственного совета по кинематографии во главе с премьером Путиным?
- Тоже верное. Нужно делать любые шаги, лишь бы помочь кинематографу. Сегодня финансирования кинематографа нет вообще. Около ста проектов заморожено. Сто проектов - это примерно 10 тысяч кинематографистов, оставшихся без работы. Поэтому если этот координационный совет будет работать и появятся какие-то деньги, то это будет замечательно.
Но кто будет определять направления, в которых будет работать этот совет, кому будут давать деньги? Не будет ли весь этот совет
В Каннах объявили о бюджете картины "Утомленные солнцем-2" - 68,5 миллиона долларов; весь бюджет российского кинематографа на этот год - порядка 70 миллионов
- Но, насколько я понимаю, проект "Утомленные солнцем-2" отнюдь не полностью финансируется из бюджета.
- Вот хорошо бы проверить, где и как. Мы уже видели эти консолидированные бюджеты – часть от государства, часть от спонсоров - на его предыдущих картинах: потом в основном оказывалось, что деньги там только от нашего государства. При этом Михалков везде говорит: "Ребята, я на равных. Вот разрешено в рублях по миллиону долларов на картину в год - я это беру". А если будет в комиссии нормальная структура, нормальная работа, нормальный конкурсный отбор сценариев - не в одну сторону, а действительно на равных - то это будет очень благое дело.