Свадебное сумасшествие в Америке. 161 миллиард долларов на торжества


Ирина Лагунина: Если верить экспертам, подготовка к свадьбе должна в течение месяцев занимать полный рабочий день и требовать не только энергии, но и специальных знаний и особых связей. И в Америке в последние годы все послушно следуют указаниям экспертов. Поэтому в 2006 году только на саму свадьбу (на аренду помещений, лимузины, цветы, оркестры и угощения) американцы потратили 39 млд долларов, на кольца - 14 млд долларов, на подарки молодоженам – 9 млд., на медовый месяц – 8,5 млд. Сейчас ежегодная общая трата Америки на свадьбы – 161 миллиард долларов – вдвое больше, чем в 1990 году. О свадебном помешательстве в США рассказывает Марина Ефимова.

Марина Ефимова: Весной 2007 года в библиотеке Нью-йоркского Музея Уитни, рано утром (задолго до открытия Музея) проходил семинар для невест, который вели редакторы специализированных свадебных журналов. Библиотечный зал музея был переполнен, хотя участие в семинаре стоило 135 долларов. Назывался семинар «Как избежать главных ошибок в подготовке свадьбы». (Я сразу вспомнила комментарий американской шутницы, писавшей под псевдонимом «Дорогая Эбби»: «Главная и самая типичная ошибка в день свадьбы – забыть в аэропорту отца невесты»). Однако на семинаре для невест никто не был настроен шутить. Редактор журнала «Bride» начала его так:

«Пожалуйста, имейте в виду, что быть невестой – это не просто сказать священнику в Церкви «I do». Подготовка свадьбы связана с тяжелым стрессом. Мужчины переносят его хуже, так что постарайтесь облегчить этот период своему жениху. Сводите его на оздоровительный массаж, например».

Марина Ефимова: Если верить ведущим семинара, подготовка свадьбы занимает полный рабочий день в течение месяцев, и требует энергии, изобретательности, специальных знаний и особых связей. И заниматься этим должны не друзья и родственники, а профессионалы, служители цветущей «свадебной индустрии». Коротко об истории этой индустрии автор книги «Невесты, Инкорпорэйтед» Вики Хауорд:

Вики Хауорд: Это понятие менялось, конечно, особенно начиная с 20-х годов. Тогда вокруг свадеб началось бурное наращивание всякого рода рекламы, и впервые появилось страхование свадеб... В 30-х годах начали плодиться журналы. Первым был журнал «Bride» - «Невеста». (А самый недавний журнал -«In style Wedding» - родился только в 2000-м году). В 40-х годах появился «Салон невест», где можно было купить сразу всё. БУМ свадеб начался после Второй мировой войны: в 30-х годах была Депрессия, люди экономили, а после войны вернулись женихи, и все бросились жениться. 1946 год побил все рекорды по числу свадеб. Но настоящим ЗРЕЛИЩЕМ свадьбы, во всяком случае в Америке, стали после свадьбы принцессы Дайаны в 1981 году. За десятилетие с 1980-го по 1991 год средняя трата на свадьбу в Америке выросла в 4 раза – с 4-х до 16-ти тысяч долларов. Сейчас в среднем на свадьбу тратят от 25 до 30 тысяч долларов. В организации одной свадьбы участвуют до 40 (!) разных бизнесов: аренда бальных залов, роскошные платья, одинаковые наряды для подружек невесты, смокинги для мужчин, белые лимузины, семиэтажные торты, чудовищно дорогие услуги свадебных фотографов... Все это чаще всего делается в долг, который составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Марина Ефимова: На семинаре в Музее Уитни невесты засыпали ведущих вопросами, и ведущие – главные специалисты по нарядам, украшениям, дизайну, парфюмерии, угощениям и винам – в своих ответах толкали невест только в одном направлении – к бОльшим тратам. Одна невеста спросила, когда лучше заняться прической и макияжем: сразу после церкви или перед банкетом? И редактор журнала «Bride» сказала доверительно: «сразу после помолвки». Журналистка Ребекка Мид, в книге «Идеальный день» описывает свое посещение семинара для невест:

«Когда дело дошло до главного – до свадебного платья, оказалось, что этих платьев положено иметь ДВА: одно (торжественное и скромное) - для церкви, другое (удобное и сексапильное) – для вечернего банкета. Поскольку уже было известно, что свадебное платье стоит минимум 800 долларов, одна невеста неуверенно спросила, нельзя ли обойтись одним платьем, сексапильным, а в церковь надеть сверху короткий жакет-болеро? Но ведущая посмотрела на невесту таким взглядом, каким официант ресторана «Лэ Бернадэн» смотрит на посетителя, выбравшего из списка вин самое дешевое».

Марина Ефимова: Одна из серьезных (то бишь финансовых) деталей свадьбы – регистрация подарков – верх рациональности и предусмотрительности.

Вики Хауорд: Это – откровенная коммерциализация свадебного обычая (действительно старинного) - дарить молодоженам подарки. Невеста и жених заранее идут в разные магазины и заполняют формы, включающие список подарков, которые они хотели бы получить. Список вывешивается в интернете, каждый гость изучает его и делает свой выбор. А то раньше новобрачные получали по 7 хрустальных ваз или по четыре сервиза (которые все им не нравились). В списке могут быть не только вещи, но, скажем, номер счёта в банке, куда гость может сделать взнос. Между прочим, начали регистрацию универмаги. Первым – чикагский «Маршалл Филд» в 1924 г. Но поголовным явлением это стало недавно. Сейчас нет магазина, который не проводит такую регистрацию: начиная с дешевого «Волл Марта» и кончая бутиками.

Марина Ефимова: Служители свадебной индустрии часто выставляют изобретения своих рекламных гениев за абсолютно необходимые (или трогательно традиционные) детали свадебного этикета (хотя никогда не было такой традиции, чтобы в подготовке свадеб американского среднего класса принимали участие 40 фирм!). Или, скажем, издавна были обручальные кольца, но не было обычая дарить невесте и при помолвке кольцо с бриллиантом. Этот обычай появился в 40-х годах по инициативе ювелиров после открытия южно-африканских алмазных копей. Одна из недавних традиций – rehearsal dinner. Это – обед (или чаще – ланч) накануне свадьбы, после репетиции всей церемонии. Приглашаются на него только обе семьи и друзья, приехавшие из других городов и стран – в знак благодарности за их преданность и за их траты. На семинаре в Музее Уитни все невесты записывали условия этой трапезы (непременно с вином, в приличном ресторане, со скатертями и льняными салфетками), и можно было догадаться, что сами-то невесты обычно съедали в ланч кусок пиццы с бумажной тарелки.
Так же, как и журнал «Вог», который демонстрирует не моду, а ее экстремальные варианты, журналы для невест позволяют себе такие изыски и крайности, что молодежь прозвала их «wedding porn» - свадебной порнографией. Читаем у Ребекки Мид:

«Содержание свадебных журналов бывает неудержимо и патологически фантастичным. Но в своих описаниях редакторы и авторы придерживаются нарочито практичного тона, как будто нет совершенно ничего необычного в том, чтобы украсить вход в Церковь кустами, фигурно подстриженными под силуэты новобрачных, или, скажем, заказать для 200-т гостей в качестве закуски порционные пиццы, упакованные каждая в отдельную коробочку с монограммами жениха и невесты. Журнал «Modern Bride» («Современная невеста») предлагает украшать свадебное помещение не цветами, а гроздьями помидоров и гороха. Журнал «Стильная свадьба» знакомит читательниц со всеми подробностями свадеб знаменитостей, так что вы можете заказать и себе те же орхидеи, какие были на свадьбе у актрисы Деми Мур».

Марина Ефимова: Вот где разгулялась бы «людоедка Эллочка», так ловко подражавшая «Вандербильдихе» в незабвенной книге Ильфа и Петрова «12 стульев».
Кто же придумывает, изобретает, кто обогащает, расцвечивает, кто мотивирует и философски объясняет этот феномен - новую «американскую свадьбу»?

Вики Хауорд: Традиционно свадьбы в Америке планировали матери, и вообще – родственники. Дядюшка Джо фотографировал новобрачных, тетушка Энн пекла пирог. Банкет устраивали дома – только для близких. Сейчас в Америке каждый уик-энд на свадьбы тратится 750 тысяч долларов (кроме одного уик-энда – когда по телевидению показывают супербол). В 2006 году только на кольца американцы потратили 14 миллиардов долларов, на подарки молодоженам – 9 миллиардов, на медовый месяц – восемь с половиной, на сам свадебный день (на аренду помещения, лимузины, цветы, оркестры, угощения) – 39 миллиардов. Сейчас годовая трата на свадьбы в Америке – 161 миллиард долларов. Всё это – вдвое больше, чем в 1990 году. Свадьба стала большим, дорогим, многолюдным мероприятием, и поэтому появились профессиональные планировщики, устроители и консультанты. Организация свадеб стала самостоятельной индустрией: там есть свои публикации, конференции, свои ветераны и знаменитости. Доминируют в этой сфере женщины.

Марина Ефимова: Минди Вэйсс, устроительница голливудских свадеб, стала знаменита после одной свадьбы каких-то актера и актрисы, популярных у подростков. Эту свадьбу три вечера показывали по телеканалу АВС, и последний эпизод смотрело 17 млн зрителей. Президент Ассоциации свадебных консультантов Джерри Монаган, читая курс для новичков, восхвалял другую устроительницу – Дороти Пеннер:

«Дороти понимала особенность нашей профессии. Дело продавца – удовлетворить запросы. Наше дело – превзойти ожидания. Потому что свадьба – это не простая сделка, это всегда немножко исполнение мечты. Когда при обсуждении свадьбы клиенты заводили разговор о деньгах, Дороти говорила: «Не думайте о деньгах. Мы договоримся о них позже». И после свадьбы, которую Дороти умела превратить во всеобщее наслаждение, она спрашивала клиентов: «Во сколько вы сами оцениваете всё, что было сделано?» И счастливые, умиротворенные, благодарные клиенты были готовы с радостью заплатить гораздо больше, чем рассчитывали – потому что они получили то, что будут вспоминать всю жизнь».

Марина Ефимова: Сколько зарабатывают устроители свадеб? Разумеется, это зависит от разряда клиентов, которых они обслуживают. Но вот Ребекка Мид в книге «Идеальный день» описывает дом устроительницы свадеб Беверли Кларк, которая начала свою карьеру 20 лет назад в Монтесито, одном из фешенебельных курортных городков Южной Калифорнии. Там находится дом телеведущей Опры Уинфри стоимостью в 50 млн долларов, а теперь в этом городке живет и сама Беверли Кларк:

«Дом Кларков. Мраморные полы в холле, мраморная лестница на второй этаж, вазы с цветами, как в вестибюле Музея Метрополитэн. В доме чередуются комнаты старинные с комнатами в современном стиле: столовая, например, – копия одной из столовых Версальского дворца. Гараж на три машины выстроен в виде старинной английской конюшни. Беверли начала карьеру с подготовки своей собственной свадьбы. Это она впервые украсила летние деревья крошечными лампочками, превратив это во всеамериканский обычай. Но главная её специализация – настроение на свадьбе, забота не только о новобрачных и об их молодых гостях, но и гостях, незнакомых друг с другом, и о пожилых родственниках, которые обычно скучают на свадьбах».

Марина Ефимова: Если Беверли Кларк относится к своему делу эмоционально, то отношение другой знаменитости - Колина Коуи – чисто эстетическое.

«На свадьбе владельца журнала «Плейбой» Хью Хефнера гости во время перемены блюд спускались в сад танцевать. А когда возвращались к следующему блюду, их ждала абсолютно новая декорация столовой: икра была подана на белых столах с букетами лиловых орхидей; мясные блюда украшал красный шелк и золото. Коуи – артист. Он устраивает свадьбы только для очень знаменитых или для очень богатых. Это он организовал свадьбу в 1 млн долларов для программы Опры Уинфри, а потом устраивал в стране Катар свадьбу кронпринца Тамина бин Хамида бин Калифа Аль-Тани. Там он декорировал садовую эстраду клетками с диковинными птицами и решал сложную ситуацию с оркестром из 45-ти музыкантов (состоявшем из одних мужчин), которые, играя, не должны были видеть 3 тысячи гостей (состоявших из одних женщин). Правда, один заказ разочаровал Коуи, поскольку оставлял ему мало инициативы: дочь техасского бизнесмена захотела декорировать отцовское ранчо под сцену из фильма «Век невинности».»

Марина Ефимова: Надеюсь, утешением артисту послужил гонорар: пригласить для устройства свадьбы Колина Коуи - так же дорого, как поехать в Париж и заказать самому Ральфу Лорену сшить платье к свадьбе. Спускаясь по иерархической лестнице свадьба обычно делается просто скромней, но довольно часто превращается или в убогое подражание, или в карикатуру. Конечно, это давно заметили сценаристы и режиссеры, и первым – Роберт Олтман, поставивший киносатиру «Свадьба» с букетом замечательных актеров, включая Витторио Гассмана, Кэрол Бернет и Джеральдину Чаплин. Чаплин играет устроительницу свадьбы сына итальянца-джигало и дочери водителя грузовика. В одной из сцен она руководит гостями перед началом танцев:

Леди и джентльмены! Мы будем строго следовать традиции. Первый танец танцуют жених и невеста под свою любимую песню. Потом «эФОБи» прерывает их танец и танцует с невестой. А жених в это же время танцует с «эМ О Би». Затем «эФ О Джи» прерывает танец сына и танцует с «эМ О Би». А жених приглашает на танец «эМ О Джи». После этого, и только после этого, леди и джентльмены, вы все можете танцевать.

Марина Ефимова: Чтобы понять эту абракадабру, надо знать принятые в свадебной индустрии сокращения: МОБи – mother of the Braid – мать невесты. ФОДжи – father of the Groom - отец жениха, ну, и так далее – все родственники... прямо, как в структурализме МЮЛ – Михаил Юрьевич Лермонтов, СКХ – «спит кузнечиков хор».
«Свадьба» Олтмана кончается низвержением романтических идеалов, и отец невесты (водитель грузовика) рвет на себе волосы, поскольку потратил на все эти пустые торжества тысячи долларов. Дело в том, что до 70-х – 80-х годов в Америке традиционно за свадьбу платили родители невесты. Как обстоит дело сейчас?

Вики Хауорд: Теперь всё поменялось. Во-первых, траты так велики, что родители молодых новобрачных часто делят расходы. Но при этом свадьбы устраивают все равно дорогие, причем во всех слоях общества, включая семьи низкооплачиваемых служащих и рабочих. Правда, вот уже лет 20, как идет обратное, революционное движение - к антиматериальному, нарочито простому типу свадеб. Такое же движение было в 70-х годах. Но тогда оно было спонтанным, а теперь и этот порыв был немедленно коммерциализирован. Тут же появились организаторы зеленых свадеб, свадеб на пляжах, специальные издания для «антиневест». Существуют уже и вебсайты для таких свадеб...
А что касается трат, то теперь довольно часто свадьбы оплачивают сами молодожены: ко времени свадьбы они давно сделали карьеру и живут вместе.

Марина Ефимова: Тогда почему? Почему именно сейчас, когда сексуальные отношения начинаются с 15-ти лет, когда неоформленное сожительство стало принятым, когда понятия «герлфрэнд и бойфрэнд» стали официальным статусом, когда половина браков кончается разводами, вдруг, вспыхнула эпидемия шикарных, дорогих, изобретательных свадеб? Вот идеи Ребекки Мид из книги «Идеальный день»:

«Не видя другой разницы между сожительством и браком, идеологи свадебной индустрии представляют свадьбу (в основном, невестам) как символ вступления в новый социальный статус (с непременным приобретением нового жилья, машины, обстановки). На самом деле они само понятие «невеста» превратили в социальный статус... Колин Коуи считает свадьбу первой пробой каждой невесты продемонстрировать свой собственный стиль. От многих невест я получила неожиданное признание в том, что для них главным является то обстоятельство, что в день свадьбы героиней дня будет ОНА, что в этот день она будет самой главной и заметной – для всех ее подруг, соперниц, для всех недоброжелателей, для родственников, для равнодушных мужчин... и для ее многолетнего бойфрэнда, который решился, наконец, на брак. Но в большинстве случаев вопрос «почему вы решили устроить пышную свадьбу?» вызывал замешательство и смущенный смех. И вот самый частый ответ: «Я была уверена, что никогда этого не устрою, но как только состоялась помолвка, я поймала себя на том, что заглядываюсь на витрины свадебных салонов»...

Марина Ефимова: Я, пока живу в Америке, была на четырех дорогостоящих свадьбах – две из них кончились разводом еще до того, как родители расплатились с долгами. Не исключено, что свадьба стала попыткой молодоженов убедить себя в серьезности собственных намерений, убедить себя в том, что с ними произошло какая-то важная перемена. Свадьба - как ритуальный танец после заклинания: «любить друг друга и заботиться друг о друге и в радости и в горе, и в болезни и в здоровье - до тех пор, пока смерть не разлучит».