Роспотребнадзор ввел запрет на 500 видов молочной продукции из Белоруссии

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.

Лейла Гиниатулина: "Роспотребнадзор" ввел запрет на 500 видов молочной продукции из Белоруссии. Глава ведомства Геннадий Онищенко объяснил такой шаг тем, что белорусские производители не соблюдают новый российский технический регламент, вступивший в силу в декабре прошлого года. Вместе с тем, белорусская сторона утверждает: заблокированные полтысячи молочных марок - "мертвая" продукция, которая уже не экспортируется в Россию, а востребованные россиянами изделия перерегистрацию прошли практически в полном объеме.

Игорь Карней: Под запрет "Роспотребнадзора" попали произведенные в Белоруссии молоко, сливочное масло, творог, кефир, ряженка, сметана, сыр, йогурты, глазированные сырки, мороженое, сухое молоко. По словам Главного санитарного врача Геннадия Онищенко, в конце 2008 года в России введен новый технический регламент на молочную продукцию, и Белоруссия его не выполняет. До того времени действовали санитарно-эпидемиологические свидетельства на конкретные виды продукции, которую белорусские предприятия поставляли в Россию. Всего было выдано около 1500 таких разрешений, однако переоформить документы успели не все, что в итоге и привело к молочному форс-мажору.
Можно ли предположить, что, избавляясь от конкурентов, Россия старается защитить, прежде всего, собственных производителей молочной продукции? Эксперт в аграрной сфере, академик Иван Никиченко подобный вариант исключает, поскольку собственными силами удовлетворить потребности внутреннего рынка российским предприятиям нереально. В случае белорусско-российских недоразумений на молочном фронте можно говорить о нестыковках технического характера/

Иван Никитченко: У нас же свои законы, свои ГОСТы, все свое. И эти показатели не соответствуют тем нормам, которые существуют в России. Поэтому российская сторона и тормозит нашу продукцию. Хотя, если бы более пристально проверили, прежде всего, радиационный уровень, то здесь можно было бы запретить на полных основаниях. Что касается желания России будто бы защитить своего производителя, то не думаю, что в этом есть рациональное зерно. Потому что российские производители и половины потребностей рынка не обеспечивают. Попросту некого защищать, в России не хватает производителей.

Игорь Карней: Белорусская сторона не склонна драматизировать ситуацию. Главный санитарный врач Белоруссии Валентина Качан заявила, что белорусская продукция, которая поставляется в Россию, практически вся прошла перерегистрацию. А названные 500 видов - это "мертвая" продукция, которая на экспорт уже практически не отгружается. К тому же, по ее словам, некорректно акцентировать внимание только на Белоруссии. По сведениям Валентины Качан, под запрет попало 40% продукции из стран Балтии. Кроме того, разрешительные документы не получены на 20% продукции, производимой в самой Российской Федерации.
Вице-премьер белорусского правительства Иван Бамбиза порекомендовал отдельным российским аналитикам, которые активно подключились к комментированию "молочной войны", не обострять ситуацию на ровном месте. По словам чиновника, налицо обычная рутинная работа между соответствующими службами по оформлению в установленном порядке документов. А то, что некоторые производители не получили разрешения на поставку молока и его производных, вице-премьер предположил: эти организации решили поставлять в Россию другой ассортимент:

Иван Бамбиза: Дело в том, что какой-то вид продукции предприятие сегодня уже не производит. Или эту марку оно не планирует к поставкам на экспорт. Или по каким-то причинам ведется модернизация на предприятии. Поэтому никакого запрета на полтысячи видов продукции как такового нет, как комментируют у нас отдельные СМИ. А речь идет просто о признании недействительными тех разрешений, которые были выданы ранее, до вступления в силу нового законодательства. То есть, ведется повседневная работа по приведению наших разрешительных документов в соответствие с регламентом Российской Федерации.

Игорь Карней: В то же время Иван Бамбиза пообещал: с предприятий, которые "проморгали" сроки подачи документов, правительство спросит сполна.