Российский ЦБ впервые предложил банкам беззалоговые кредиты сроком на год. Сумма заявок превысила лимит более чем втрое. Эксперты указывают, что на пути этих денег в реальный сектор стоят риски невозврата.
Ранее такие кредиты банки могли получить только на пять недель, три и шесть месяцев. В аукционе приняли участие 16 банков, причем объем заявок на получение денег в несколько раз превысил предложенную Центральным банком сумму.
"Заявки почти в четыре раза превысили лимит Центрального банка, — говорит аналитик управляющей компании "Арбат Капитал" Михаил Завараев, — общая сумма составила более 180 миллиардов рублей при лимите в 50 миллиардов. Ставки относительно высокие, но, учитывая, что это деньги на год и у банков есть немало возможностей их тут же вложить в более доходные инструменты, спрос был весьма серьезным".
"Средства "длинные", и у банков есть широкий круг возможностей для их размещения, начиная от кредитования и заканчивая поддержкой собственной ликвидности или покупкой облигаций на фондовом рынке, — соглашается аналитик Номос-банка Илья Ильин. — Привлекая такие деньги, банк может решать свои проблемы с ликвидностью целый год. В текущих условиях это вполне привлекательно".
Кроме того, как отмечают эксперты, для банков оказалась весьма привлекательной цена предоставляемых кредитов — около 15 процентов годовых. В нынешних условиях другие источники пополнения ликвидности для банков стоят дороже.
"У банков сейчас большие проблемы с фондированием, — объясняет Михаил Завараев. — По сути дела, они могут привлекать деньги либо от населения, либо от государства. Привлечение средств от населения, во-первых, ограничено (растет безработица, снижается реальная зарплата, частично подорвано доверие к банкам), во-вторых, ставки по депозитам доходят до 17-18 процентов. Поэтому кредиты Центрального банка даже под 15 процентов годовых гораздо выгоднее, чем привлечение средств от населения либо на межбанковском рынке, где ставки также выше".
Оказывая поддержку коммерческим банкам, российские власти рассчитывают, что предоставленные государством средства все-таки дойдут в виде кредитов до реального сектора экономики. Однако, как отмечают эксперты, пока стоимость этих заимствований для большинства предприятий и компаний оставалась чрезмерно высокой.
"Кредитование реального сектора отвечает задачам банков, потому что они на этом зарабатывают, — напоминает Илья Ильин. — Но пока в системе и в экономике растущие риски невозврата и постепенно увеличивающаяся просроченная задолженность перед банками ограничивают активное развитие кредитования. Определяющим для банков в любом случае будет качество заемщиков".
Не менее осторожен в оценках и Михаил Завараев. "Безусловно, такая надежда есть, и было бы правильным отследить, куда пойдут эти деньги, — говорит аналитик "Арбат Капитала". — Но так как это все-таки не государственные деньги, а деньги ЦБ, то они в большей степени идут на поддержку ликвидности и жизнеспособности банков. Надежда на то, что они пойдут в реальный сектор, есть, но ограниченная. Банки готовы покупать, допустим, облигации на вторичном рынке. Там доходность выше, чем стоимость кредитов, которые были привлечены банками на беззалоговом аукционе".
Тем не менее, как заявила представитель Центрального банка Алла Чумаченко, его сотрудники летом намерены провести исследование, каким образом в банковской системе формируются процентные ставки по таким кредитам и почему они сейчас столь высоки.
В дальнейшем Центральный банк планирует продолжить практику "длинного" кредитования коммерческих банков, в том числе, и на беззалоговых условиях. Причем спрос на эти деньги, по мнению аналитика "Арбат Капитала" Михаила Завараева, останется высоким, так как банкам больше неоткуда брать средства, однако постепенно они будут направляться на погашение ранее взятых в ЦБ кредитов. "Спрос в любом случае будет довольно высоким, но проблема в том, какие ставки будут предлагаться, — подчеркивает аналитик. — По идее, ставки будут постепенно снижаться, поскольку ставка рефинансирования Центрального банка и вообще ставки в экономике идут вниз. Поэтому ставку, которую мы наблюдали сейчас, можно назвать высокой. Далеко не все банки готовы брать кредиты у ЦБ под 15 процентов даже на год".
"Банки сейчас фактически отрезаны от источников фондирования, к которым они прибегали раньше, будь это западные кредиты или ведение расчетных счетов организаций, — поясняет Илья Ильин из Номос-банка. — Кроме того, деньги вымываются за счет роста просроченной задолженности. Если раньше банк мог выдать кредит и существовать за счет получаемых от него процентов, то сейчас объем поступающих денег снижается". Следовательно, пока этот процесс не остановится, спрос на годовые кредиты ЦБ сохранится, заключает аналитик.
Пока Центральный банк планирует проводить такие беззалоговые аукционы ежемесячно. При этом, как сообщил агентству "Интерфакс" представитель регулятора, объемы предоставляемых коммерческим банкам средств могут быть увеличены из-за неожиданно высокого спроса на первом аукционе.