Освобождение автора "монстраций" Артема Лоскутова из-под стражи и приход Владимира Путина к Илье Глазунову - главные темы, обсуждавшиеся на минувшей неделе в отечественном интернете.
Дело Артема Лоскутова – юноши из Новосибирска, еще недавно известного лишь узкому кругу почитателей перформансов и иных форм уличного искусства – на минувшей неделе стало одним из самых обсуждаемых в сети. Лоскутов – участник и автор так называемых "монстраций" (не путать с демонстрациями) – менее месяца назад был арестован, как говорится, за наркотики и заключен под стражу. Его друзья и коллеги по арт-деятельности не без оснований рассудили, что дело не в марихуане, а как раз в лоскутовских монстрациях: эти мероприятия довольно давно расценивались новосибирскими властями и правоохранителями, как пощечина их личным общественным вкусам. Художники и пользователи блогов начали активную кампанию за освобождение Лоскутова – и в сети, и в оффлайне; так, группа питерских художников выдержала многодневную голодовку вблизи Смольного. И вот результат: обвинения в хранении наркотиков с Лоскутова не сняли, но из СИЗО Артема выпустили.
Один из наиболее адекватных сетевых откликов на "дело Артема Лоскутова" принадлежит Андрею Тихонову. Его статья "Вся власть воображения" размещена на сайте Liberty.ru. Автор довольно критически относится к художественному потенциалу устроителей "монстраций" вообще и Артема Лоскутова – в сугубой частности. При этом Андрей Тихонов приходит к следующим выводам:
В действиях милиции и вправду немало подозрительного, помимо обстоятельств задержания. Непонятно почему Лоскутовым занимался "центр по борьбе с экстремизмом", если его подозревали в употреблении и распространении наркотиков? Почему борцы с экстремизмом объявили дело "неполитическим"? И вообще - с кем они борются? Борцы с терроризмом, как известно, ловят мифического Бен Ладена. Но является ли Лоскутов новосибирским Бен Ладеном?
В целом, ситуация с Артемом показывает, насколько запуталось российское общество в привнесенных культурных кодах. Проблемы марихуаны, однополого секса, эвтаназии и современного искусства тлеют под жлобскими ногами майора, но в перспективе могут стать и горячим льдом.
Аллюзия на песню покойного Егора Летова "Лед под ногами майора" в случае Артема Лоскутова вполне уместна. Равно уместно вспомнить и более раннее изречение. "Какую биографию делают нашему рыжему", – заметила Анна Ахматова, когда Иосиф Бродский стал подсудимым по делу о тунеядстве.
Производство потенциальных "рыжих" сегодня поставлено на поток. Что милицией, что пенитенциарной системой. Есть и некоторые результаты. Григорий Пасько и Игорь Сутягин оказались отменными литераторами. А Михаил Ходорковский – более чем достойным эпистолярным собеседником Григория Чхартишвили и Бориса Стругацкого, если судить по опубликованной переписке заключенного и писателей. Тем не менее, новых Бродских – или тех, кто даже в отдаленной перспективе мог стать кем-то подобным Бродскому, – российские правоохранительные органы пока не выявили. Что ж, у них есть время. А уж о желании вообще говорить как-то неудобно – за очевидностью.
Короче, биографии – как и прежде - в почете. Только новые рыжие почему-то в загоне. То ли время для них не пришло, то ли еще что. Стараниями милицейских борцов - то ли с наркотиками, то ли с экстремизмом - Артем Лоскутов уже прославился как пострадавший за актуальное искусство улицы. Продлится ли его известность, перейдет ли она в иное качество – все это теперь зависит только от него.
* * *
Другой популярный сетевой сюжет минувшей недели – тоже не из чуждых искусству. Даже наоборот. Премьер-министр Владимир Путин посетил галерею художника Ильи Глазунова. Критические суждения Путина заботливо сохранены для будущих поколений на сайте РИА Новости:
Во время осмотра галереи Путин задержался у нескольких картин Глазунова, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь".
Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.
Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.
"Им (мечом) как будто колбасу режут", - добавил Путин.
Осматривая картину Глазунова "Вечная Россия", Владимир Путин обратил внимание на изображения святых Бориса и Глеба. Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".
"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.
Надо сказать, что Владимир Путин не в первый раз дает ценные руководящие указания деятелям отечественной культуры. Еще будучи президентом, в марте 2008 года он побывал в театре "Современник" на спектакле "Горе от ума" в постановке Римаса Туминаса. После просмотра Путин попенял Галине Волчек: "Зачем вы с самого начала показали его, Чацкого, плачущим? Сразу складывается о нем впечатление, как о слабом человеке… Александр Матросов был сиротой" – как и Александр Чацкий, - "но закрыл собой амбразуру. Он сильный человек".
Тогда – Грибоедов, теперь – Глазунов. Разумеется, пользователи интернета, проникшись настроением премьера Путина, в массовом порядке попытались ему соответствовать. Одна из наиболее удачных попыток соответствия называется "Премьер и художник. Басня Крылова". Под маской Ивана Андреевича Крылова не особо-то и скрывался Алексей Петрович Цветков – не менее выдающийся современный поэт:
один премьер зашел к художнику когда-то
и на картину глядь
там у богатыря перо коротковато
пусть ноготь подпилить и чубчик подравнять
оно еще вполне сгодится
но чтобы натовских сатрапов проучить
или кого в сортире замочить
богатырю пришлось бы сильно потрудиться
премьер наставник всем он нам взамен отца
он тотчас ласково внимание творца
на несуразность обращает
и тот в смущенье меч исправить обещает
мораль чтобы врага искусно подстеречь
рисуй гранатомет какой там в жопу меч
Как видим, искусство по-прежнему в большом долгу.
Дело Артема Лоскутова – юноши из Новосибирска, еще недавно известного лишь узкому кругу почитателей перформансов и иных форм уличного искусства – на минувшей неделе стало одним из самых обсуждаемых в сети. Лоскутов – участник и автор так называемых "монстраций" (не путать с демонстрациями) – менее месяца назад был арестован, как говорится, за наркотики и заключен под стражу. Его друзья и коллеги по арт-деятельности не без оснований рассудили, что дело не в марихуане, а как раз в лоскутовских монстрациях: эти мероприятия довольно давно расценивались новосибирскими властями и правоохранителями, как пощечина их личным общественным вкусам. Художники и пользователи блогов начали активную кампанию за освобождение Лоскутова – и в сети, и в оффлайне; так, группа питерских художников выдержала многодневную голодовку вблизи Смольного. И вот результат: обвинения в хранении наркотиков с Лоскутова не сняли, но из СИЗО Артема выпустили.
Один из наиболее адекватных сетевых откликов на "дело Артема Лоскутова" принадлежит Андрею Тихонову. Его статья "Вся власть воображения" размещена на сайте Liberty.ru. Автор довольно критически относится к художественному потенциалу устроителей "монстраций" вообще и Артема Лоскутова – в сугубой частности. При этом Андрей Тихонов приходит к следующим выводам:
В действиях милиции и вправду немало подозрительного, помимо обстоятельств задержания. Непонятно почему Лоскутовым занимался "центр по борьбе с экстремизмом", если его подозревали в употреблении и распространении наркотиков? Почему борцы с экстремизмом объявили дело "неполитическим"? И вообще - с кем они борются? Борцы с терроризмом, как известно, ловят мифического Бен Ладена. Но является ли Лоскутов новосибирским Бен Ладеном?
В целом, ситуация с Артемом показывает, насколько запуталось российское общество в привнесенных культурных кодах. Проблемы марихуаны, однополого секса, эвтаназии и современного искусства тлеют под жлобскими ногами майора, но в перспективе могут стать и горячим льдом.
Аллюзия на песню покойного Егора Летова "Лед под ногами майора" в случае Артема Лоскутова вполне уместна. Равно уместно вспомнить и более раннее изречение. "Какую биографию делают нашему рыжему", – заметила Анна Ахматова, когда Иосиф Бродский стал подсудимым по делу о тунеядстве.
Производство потенциальных "рыжих" сегодня поставлено на поток. Что милицией, что пенитенциарной системой. Есть и некоторые результаты. Григорий Пасько и Игорь Сутягин оказались отменными литераторами. А Михаил Ходорковский – более чем достойным эпистолярным собеседником Григория Чхартишвили и Бориса Стругацкого, если судить по опубликованной переписке заключенного и писателей. Тем не менее, новых Бродских – или тех, кто даже в отдаленной перспективе мог стать кем-то подобным Бродскому, – российские правоохранительные органы пока не выявили. Что ж, у них есть время. А уж о желании вообще говорить как-то неудобно – за очевидностью.
Короче, биографии – как и прежде - в почете. Только новые рыжие почему-то в загоне. То ли время для них не пришло, то ли еще что. Стараниями милицейских борцов - то ли с наркотиками, то ли с экстремизмом - Артем Лоскутов уже прославился как пострадавший за актуальное искусство улицы. Продлится ли его известность, перейдет ли она в иное качество – все это теперь зависит только от него.
* * *
Другой популярный сетевой сюжет минувшей недели – тоже не из чуждых искусству. Даже наоборот. Премьер-министр Владимир Путин посетил галерею художника Ильи Глазунова. Критические суждения Путина заботливо сохранены для будущих поколений на сайте РИА Новости:
Во время осмотра галереи Путин задержался у нескольких картин Глазунова, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь".
Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.
Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.
"Им (мечом) как будто колбасу режут", - добавил Путин.
Осматривая картину Глазунова "Вечная Россия", Владимир Путин обратил внимание на изображения святых Бориса и Глеба. Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".
"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.
Надо сказать, что Владимир Путин не в первый раз дает ценные руководящие указания деятелям отечественной культуры. Еще будучи президентом, в марте 2008 года он побывал в театре "Современник" на спектакле "Горе от ума" в постановке Римаса Туминаса. После просмотра Путин попенял Галине Волчек: "Зачем вы с самого начала показали его, Чацкого, плачущим? Сразу складывается о нем впечатление, как о слабом человеке… Александр Матросов был сиротой" – как и Александр Чацкий, - "но закрыл собой амбразуру. Он сильный человек".
Тогда – Грибоедов, теперь – Глазунов. Разумеется, пользователи интернета, проникшись настроением премьера Путина, в массовом порядке попытались ему соответствовать. Одна из наиболее удачных попыток соответствия называется "Премьер и художник. Басня Крылова". Под маской Ивана Андреевича Крылова не особо-то и скрывался Алексей Петрович Цветков – не менее выдающийся современный поэт:
один премьер зашел к художнику когда-то
и на картину глядь
там у богатыря перо коротковато
пусть ноготь подпилить и чубчик подравнять
оно еще вполне сгодится
но чтобы натовских сатрапов проучить
или кого в сортире замочить
богатырю пришлось бы сильно потрудиться
премьер наставник всем он нам взамен отца
он тотчас ласково внимание творца
на несуразность обращает
и тот в смущенье меч исправить обещает
мораль чтобы врага искусно подстеречь
рисуй гранатомет какой там в жопу меч
Как видим, искусство по-прежнему в большом долгу.