Минск атакует

Лукашенко решительно обращается не только к Западу, но и к собственной элите.

Источник в Кремле намекнул о готовности Москвы сменить Лукашенко на посту белорусского президента, а Газпром дал понять, что развитие газовых отношений с Минском возможно едва ли не по украинскому сценарию.

Несмотря на появившиеся в конце прошлой недели признаки примирения в "молочной войне" (Москва и Минск долговорились о сокращении поставок молока взамен на увеличение объемов творога и сыра), уже в субботу вечером стало известно о беспрецедентом демарше Минска. Заявив об отказе участвовать в заседании ОДКБ в Москве, Лукашенко сообщил о намерении частично восстановить таможенный досмотр на границе России и Белоруссии. Россия реагировала жестко. Анонимный источник из администрации президента в интервью "Коммерсанту" предположил, что "кому-то надоело быть президентом", а Газпром вспомнил о том, что вопросы оплаты российского газа формально не урегулированы. Действительно ли Россия пошла в наступление на белорусского президента или Лукашенко сознательно играет на обострение? На вопросы Радио Свобода отвечает известный политолог, эксперт белорусского фонда "Стратегия" Илья Рассолов.

- На мой взгляд, Лукашенко не выглядит загнанным зверем и отнюдь не находится в тупике. У него есть большое пространство для маневра. Прежде всего, он будет до конца торговаться по вопросу Осетии-Абхазии. Сам факт непризнания Абхазии и Осетии для Запада очень важен. Второй сюжет: Лукашенко может запросто блокироваться с Украиной и по нефти, и по газу. В общем-то, возможностей маневра у Лукашенко сегодня больше, чем у Российской Федерации.

Этот кризис показывает, что у России нет плана в отношении Белоруссии, нет даже аналитических групп, которые могли бы четко выработать стратегию.

- У России есть возможность какой-то контригры?
Россия должна признать, что Белоруссия - это суверенное государство. Вся война идет, собственно, за независимость

- У России нет сегодня четко выраженной игры. Есть так называемая "молочная" война. Но в целом Россия воюет не с Лукашенко. И самая большая интрига сегодня, и самый большой вопрос: каков предмет договора Лукашенко с Западом. Белоруссия уже довольно много сделала для Запада и может сделать еще больше. Поэтому сегодня Россия может потерять Беларусь. Россия должна признать, что Белоруссия - это суверенное государство. Вся война идет, собственно, за независимость. С другой стороны, нужно понимать личность самого президента Лукашенко. Вся его истерика для России ориентирована как раз не на Запад, а внутрь страны. Потому что он в очередной раз должен доказать своей номенклатуре и элите, что он президент, вопреки тем утверждениям, которые появляются в российских СМИ. Лукашенко понимает, что президентом Беларуси будет тот, кто сможет договариваться с Москвой. Но, с другой стороны, он должен показать и то, что обладает свободой маневра.

- Вы допускаете наличие альтернативы Александру Лукашенко и его гипотетическое смещение?

- Нет, это похоже на какие-то фантазии. Очевидно, что Россия не в силах поменять сегодня ситуацию в Минске и провести своего президента.

- Что делать в этой ситуации оппозиции? Защищать своего президента, которому угрожают с востока?

- Это самый сложный вопрос. На оппозиционном политическом поле можно прогнозировать очередной раскол. Я думаю, что сегодня основная задача белорусской оппозиции заключается в консолидации своих сил и, самое главное, в формировании стратегии и плана взаимодействия с Москвой.