Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы - "Сегодняшний факт".
Немецкий модельер Даниэль Родан представил в Берлине коллекцию одежды, созданную к 20-й годовщине воссоединения Германии. 20 кожаных платьев и костюмов украшены знаменитыми рисунками с Берлинской стены. Эти рисунки выполнены в конце 80-х - начале 90-х годов сотней художников из 21 страны мира. Они расписали участок стены протяженностью в 1316 метров. Это собрание граффити получило название Ист-Сайд Гэлери. Вот как сам модельер Даниэль Родан объясняет идеологию своей затеи.
Даниэль Родан: В преддверии 20-й годовщины падения Берлинской стены мы, группа дизайнеров при моем скромном участии, решили создать 20 моделей одежды, которые расписали бы лично 20 художников галереи Ист-Сайд Гэлери, когда-то принимавшие участие в создании настенных граффити. Этот проект, конечно же, - производная от прекрасных работ Ист-Сайд Гэлери, сама идея этой галереи сплотила и поддерживала нас. Художники на таком необычном и трудном материале, как кожа, сами нарисовали варианты своих знаменитых работ и способствовали тем самым тому, что проект удался. Эти платья не предназначены, конечно, для повседневной носки, и идея была в том, чтобы они способствовали достижению благотворительных целей.
Андрей Шарый: О коллекции высокой моды Даниэля Родана рассказывает корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.
Юрий Векслер: В результате работы ателье Родана появилось, например, короткое и декольтированное сверху женское платье со знаменитым на весь мир поцелуем взасос Брежнева с Хонеккером (работа Дмитрия Врубеля с подписью "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви"). Появились и кожаные майки с не менее знаменитым рисунком, изобразившим ГДР-ровский автомобиль "Трабант", пробивающий саму стену. Эти и другие кожаные фрагменты расписанной Берлинской стены продемонстрировали на себе прекрасные собой 10 юных манекенщиц и трое юношей той же профессии.
Бульварные издания откликнулись на акцию заголовками типа: "Вот насколько сексуальной может быть мода Берлинской стены". И, тем не менее, эти 20 вещей, напоминающих о стене, будут, как и хотел инициатор акции Даниэль Родан, распроданы на различных благотворительных аукционах с участием многих возглавляющих благотворительные фонды немецких знаменитостей, таких, например, как бывший теннисист Михаель Штих.
Андрей Шарый: Художественная акция Даниэля Родана вызвала довольно бурную дискуссию в немецком обществе. Неоднозначно отнеслись к ней и деятели искусства. О практике политической высокой моды размышляет берлинский художник и теоретик классической эстетики Женя Шеф.
Женя Шеф: Конечно, у меня отношение к этой неоднозначное. С одной стороны, это почти аксиома, что каждое движение начинается как андеграунд и потом заканчивается как истеблишмент. Спонтанно начатый протест против Берлинской стены сейчас превращается в явление некоего такого гламура. Говоря другими словами, Берлинская стена - это, в общем, боль, страдания, очень многое разделяло страну, спонтанный протест людей, которые писали на стене, условно скажем, какие-то слова или выражающие возмущение, или создавали какие-то рисунки - таким образом они боролись с диктатурой. То, что это превращается вдруг в некую такую гламурную акцию, в принципе, это, конечно, несколько странно. С другой стороны, вот эти художники, которые в свое время что-то изобразили на этой стене и каким-то образом выразили свое отношение к этому ужасному пространству, они тоже, в общем, остались в истории. И то, что вдруг некий модельер пригласил их для того, чтобы они еще раз создали что-нибудь связанное именно со своими воспоминаниями, со своими творческими находками, еще раз это показали, вынесли бы на суд зрителя, это, по-своему, конечно, тоже важно.
Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были берлинский художник Женя Шеф, модельер Даниэль Родан и мой берлинский коллега Юрий Векслер. Создана коллекция кожаных костюмов к 20-летию воссоединения Германии.