В Москве прошла пресс-конференция представителей бывшего главы "Казатомпрома" Мухтара Джакишева

Мухтар Джакишев

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый: В Москве прошла пресс-конференция представителей Мухтара Джакишева, бывшего главы казахской государственной компании "Казатомпром". Сторонники Джакишева утверждают, что в Казахстане идет передел в атомной промышленности, и совершается он в пользу членов семьи президента Нурсултана Назарбаева. Не в стороне от этой истории, как считают эксперты, и интересы России.

Данила Гальперович: Мухтар Джакишев, бывший глава казахской государственной компании "Казатомпром", в мае этого года был арестован спецслужбами Казахстана и обвинен в разворовывании государственных средств с помощью создания оффшорных компаний. Родственники и друзья Джакишева утверждают, что молодой бизнесмен и выпускник Московского инженерно-физического института оказался за решеткой по другой причине: его действия по реформированию атомной отрасли не понравились людям, близким к руководству страны. Говорит жена Мухтара Джакишева Жамиля.

Жамиля: Слухи о том, что моего мужа могут арестовать, начались как раз тогда, когда председателем совета директоров "Казатомпрома" стал средний зять нашего президента Тимур Кулибаев, в то время уже являясь председателем совета директоров Фонда национального благосостояния, Тимур Кулибаев стал председателем совета директоров еще трех национальных компаний - это "Самрукэнерго", "Казмунайгаз" и "Казахтимиржулы". В тот момент даже все оппозиционные партии поднялись и говорили о том, что в одних руках сосредоточены почти 40 процентов внутреннего рынка нашей республики. Не знаю, как это считать, совпадением, и возможно, даже сейчас убираются все те люди, которые не вписываются в их программу и которые становятся неугодными.

Данила Гальперович: Сотрудники "Казатомпрома", уважавшие своего начальника, решили его защищать. Однако, как рассказывает замдиректора юридического департамента компании Асылхан Дюсембин, делать это нелегко.

Асылхан Дюсембин: 21 мая 2009 года были арестованы 9 человек, 8 из них - это руководители "Казатомпрома" и его предприятий. С этого момента никто не видел ни Джакишева, около месяца уже прошло, адвокатов не допускают, ссылаясь на то, что дело засекречено, и у адвокатов требуют допуск к секретной документации.

Данила Гальперович: Казахские власти назначили Мухтару Джакишеву адвокатов, против чего выступает Данияр Канафин, защитник, участия которого в деле бывшего руководителя "Казатомпрома" хотел бы сам обвиняемый. Данияр Канафин считает, что действия властей Казахстана несовместимы с планами этой страны председательствовать в ОБСЕ в 2010 году.

Данияр Канафин: Казахстан, вступая в эту организацию, взял на себя обязательства перед ней, и в том числе, обязательства в области справедливого уголовного судопроизводства, к которым относится необходимость обеспечения права на защиту. По данному уголовному делу нарушение права на защиту носит вопиющий характер и явно вступает в противоречие с теми обязательствами, которые у нашей страны есть перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Мы надеемся, что международные организации окажут соответствующее давление на уполномоченные органы в республике Казахстан и потребуют от них соблюдения прав человека.

Данила Гальперович: Эксперты говорят, что в деле есть и российский след. Говорит эксперт по казахской политике, независимый журналист Алексей Тихонов.

Алексей Тихонов: В данном случае был совершенно очевиден интерес и российского атомного комплекса. И суть этого интереса, она абсолютно прозрачна. В России нет урана. До того, как вообще Джакишев стал директором на "Казатомпром", все сделки "Казатомпрома" с Россией заключались в такой очень простецкой торговле: они отдавали им сырье, а Росатом им иногда платил, причем платил 25 процентов деньгами, 70 процентов бартером. Вот мы очень прекрасно понимаем, как это бартер платился, что это были за сделки. То есть, грубо говоря, Россия просто забирала уран. А дальше, соответственно, когда Джакишев начал проводить все свои реформы, на самом деле, потому что дело не в том даже что он вывел компанию из кризиса, а он пошел дальше, он заключил сделки с "Тошибой", он вышел на мировой рынок строительства станций. Рынок урана, он так устроен, что если ты строишь станцию, ты являешься поставщиком сырья, причем на весь период действия станции. И вот представьте себе, сидит Росатом, который, значит, получал, начиная с Берии, с ГУЛАГа, весь уран, большую часть, по крайней мере, из Казахстана, и вдруг некий молодой парень, физик, уводит этот самый уран на другой совершенно рынок.

Данила Гальперович: Похоже, что в Казахстане появился свой Михаил Ходорковский, хотя друзья и родственники Мухтара Джакишева эти сравнения отвергают.