Духовные вопросы светского искусства

Марина Тимашева

В основном конкурсе Московского Международного кинофестиваля представили первый российский фильм "Чудо", снятый Александром Прошкиным по сценарию Юрия Арабова. В главных ролях: Мария Бурова, Константин Хабенский, Сергей Маковецкий.

На пресс-просмотре фильма "Чудо" стало дурно женщине, она странно, истошно завыла, забилась в припадке, и ей вызвали "скорую помощь". Толковать этот случай можно по-разному, и так же по-разному можно толковать историю, которая легла в основу сценария и фильма. Было ли это или не было, но народная молва гласит: в 1956 году молодая девушка во время бурной пьянки-гулянки сорвала со стены икону, да так и застыла с нею в руках. Простояла она, ни жива, ни мертва, 128 дней и очнулась к Пасхе. Предание сохранило эту историю под названием "Стояние Зои", или "самарское стояние". Что было потом, никому не ведомо. По одной версии - попала в сумасшедший дом, по другой - умерла, по третьей - вышла замуж и покинула родные места.

О финале фильма "Чудо", предложенном Юрием Арабовым, умолчим, иначе будет не так интересно смотреть. Конечно, этим произведением кинодраматург продолжает тему, начатую им в "Юрьевом дне". И она не исчерпывается, как в большинстве современных фильмов, сюжетом. Метафора довольно очевидна: развращенная, если не одержимая бесами, женщина впадает в странное состояние, затем приходит в себя, но вокруг ничего не меняется. И происходит все это "в некотором царстве, в некотором государстве"... В том, которое нам с вами хорошо известно.
Светское искусство может ставить так называемые духовные вопросы

Оценивать фильм нельзя до официальной премьеры - заранее предупредили всех критиков организаторы, а официальная премьера состоится только сегодня вечером. Поэтому пока скажем только, что уже на встрече журналистов со съемочной группой наметилось противостояние Юрия Арабова и Александра Прошкина. Юрий Арабов рассуждает так:

- Знаете, был такой Отто Вейнингер, который написал книжку "Мужское и женское". Он утверждал, что у России, как у ряда других стран, у славян, как бы соборная душа – это женщина. А есть мужские страны. Мужские страны – это прежде всего Германия, по Отто Вейнингеру, это, наверное, США и еще несколько других стран. А мы вот живем внутри женщины. И для меня важно было разгадать, чем эта женщина приковывает меня в течение уже 50 с лишним лет. А второе - я представляю себе русскую культуру и русский дискурс (страшное слово – "дискурс") – это задавание вопросов без ответа и вопросов духовно-религиозного характера. Если мы общими нашими силами пытаемся этот дискурс изменить - ну, скажем, "замечательная жизнь", "потребительство" - мы, собственно говоря, уничтожаем страну как таковую. Дело даже не в традициях, традиция – это такое слово опошленное, а мы словно бы существо страны просто подменяем, культурное существо. Я пытаюсь как-то работать внутри этого, как мне представляется, культурного существа. О чуде… Чудо рядом, чудо то, что мы с вами встретились. Но, уверяю вас, если перед вами сейчас явится Иисус Христос… "Пошел отсюдова! – скажете. – Пошел, хватит!"

А теперь – ответ Александра Прошкина:

- Я немножко проще для себя это объясняю. Чудо у каждого из нас есть свое. И в определенный момент мы его в жизни видим, и тогда что-то мы в себе меняем. Это чудо обозначает какой-то рубеж в жизни. Мы берем 1956 год, казалось бы, уже далекое время, которое ничего общего с сегодняшним днем не имеет, но по состоянию общества, по способу существования, к сожалению, у нас очень мало что меняется. Вот это событие, которое произошло, оно, наверное, в какой-то степени некий знак, что дальше так нельзя.

На вопрос корреспондента Радио Свобода, годится ли кино для религиозной проповеди, Юрий Арабов ответил: "Светское искусство может ставить так называемые духовные вопросы".