В основном конкурсе Московского Международного кинофестиваля от Украины представлен фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". В главных ролях - дети: Лена Костюк и Рома Бурлака.
На сегодняшний день единственный претендент на призы фестиваля - это "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Осмелюсь предположить, что вряд ли кому-то удастся ее превзойти.
Кира Муратова сделала очень сильный фильм. Действие его происходит в канун Рождества. Ассоциация со сказками Диккенса очевидна, но ближайший литературный аналог - "Девочка со спичками" Андерсена, где маленький голодный ребенок смотрит сквозь стекло на изобильное пиршество в богатом доме, да так и замерзает.
В картине "Мелодия для шарманки" детей двое. Их хотели разлучить, распихав по разным интернатам, но они сбежали в большой город, чтобы найти отцов; у каждого - свой. Дети чистые, ясные, скромные, честные; ни одного приспособления, необходимого для выживания. А вокруг них - большой мир, все то, что мы видим каждый день, но не замечаем. Кира Муратова рассматривает его сквозь увеличительное стекло: электричку с ее пассажирами, вокзальный буфет и камеру хранения, роскошные благотворительные аукционы, казино, супермаркеты, в которых богачи для забавы воруют дорогие вина, бессмысленных охранников, профессиональных побирушек, престарелых артистов, юродивых. Тут даже нет плохих людей - есть озлобленные нищетой и бесправием и равнодушные от сытости. Кто их осудит, пусть бросит сам в себя камень.
Но оттого, что они такие, как мы, ничуть не легче. Потому что мальчик и его старшая сестренка в день перед Рождеством - когда положено даже колядующим давать, кто что может, - не получат помощи практически ни от кого, не смогут даже погреться полчасика в подъезде или магазине, потеряют друг друга. А для них это - страшнее смерти.
Правда, мальчика, забравшегося на какой-то чердак, найдут там же обитающие гастарбайтеры. Найдут ребенка, лежащего на каких-то мешках, закутавшегося в грязную рогожу, - как нашли пастухи Иисуса Христа. Остается два вопроса: жив ли он еще и не погонят ли его и из этого убежища.
Вот такую рождественскую быль, народную сказку про Аленушку и братца Никитушку, сочинила Кира Муратова. И даже если вы ничего не знаете про Диккенса и Андерсена, про Васнецова и коляды, про пастухов и Христа, - вы все поймете и все почувствуете, и долго-долго будет жить в вашей памяти простая мелодия для шарманки.
Фильм этот сделан не для смакования скверности, а для ее преодоления. Кира Муратова заболела и в Москву не приехала. Картину представляли исполнители эпизодических ролей Олег Табаков и Рената Литвинова. На мой вопрос, что они сами чувствуют после просмотра, они ответили так:
Олег Табаков: Как Саша Вампилов в 60-е годы диагностировал рак совести у советских людей, так Кира Муратова - в иное время, в государстве иной социально-экономической формации - предупреждает о душевной глухоте. О той мере людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной. Как уж там выберемся из этого, с нами более-менее ясно, - а вот как быть с детьми и внуками?
Рената Литвинова: В мегаполисе в принципе ты даже не можешь позвонить своей собственной маме. То, что люди живут в колодцах, а дети умирают с пакетами на головах… Людей не хватает даже взглянуть на это, даже одним взглядом. Если драка идет, они предпочитают закрыть окна. Да, это тотальное равнодушие. Я до сих пор не могу пройти мимо, когда кого-то бьют; я уже не говорю о том, что с детьми происходит. Мне, конечно, хочется кричать на всех углах: если ты счастлив, то надо это счастье разделять, в конце концов. Если у тебя есть деньги, чуть-чуть лишние, то надо делиться. А Кира не может вылечить это. Но у нее, как всегда, что называется, открытый финал. Это очень грустный фильм. Вы знаете, что один, второй, третий ребенок умирают, действительно, совсем рядом. Может быть, за соседними стенами.
На сегодняшний день единственный претендент на призы фестиваля - это "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Осмелюсь предположить, что вряд ли кому-то удастся ее превзойти.
Кира Муратова сделала очень сильный фильм. Действие его происходит в канун Рождества. Ассоциация со сказками Диккенса очевидна, но ближайший литературный аналог - "Девочка со спичками" Андерсена, где маленький голодный ребенок смотрит сквозь стекло на изобильное пиршество в богатом доме, да так и замерзает.
Фильм этот сделан не для смакования скверности, а для ее преодоления
В картине "Мелодия для шарманки" детей двое. Их хотели разлучить, распихав по разным интернатам, но они сбежали в большой город, чтобы найти отцов; у каждого - свой. Дети чистые, ясные, скромные, честные; ни одного приспособления, необходимого для выживания. А вокруг них - большой мир, все то, что мы видим каждый день, но не замечаем. Кира Муратова рассматривает его сквозь увеличительное стекло: электричку с ее пассажирами, вокзальный буфет и камеру хранения, роскошные благотворительные аукционы, казино, супермаркеты, в которых богачи для забавы воруют дорогие вина, бессмысленных охранников, профессиональных побирушек, престарелых артистов, юродивых. Тут даже нет плохих людей - есть озлобленные нищетой и бесправием и равнодушные от сытости. Кто их осудит, пусть бросит сам в себя камень.
Но оттого, что они такие, как мы, ничуть не легче. Потому что мальчик и его старшая сестренка в день перед Рождеством - когда положено даже колядующим давать, кто что может, - не получат помощи практически ни от кого, не смогут даже погреться полчасика в подъезде или магазине, потеряют друг друга. А для них это - страшнее смерти.
Правда, мальчика, забравшегося на какой-то чердак, найдут там же обитающие гастарбайтеры. Найдут ребенка, лежащего на каких-то мешках, закутавшегося в грязную рогожу, - как нашли пастухи Иисуса Христа. Остается два вопроса: жив ли он еще и не погонят ли его и из этого убежища.
Вот такую рождественскую быль, народную сказку про Аленушку и братца Никитушку, сочинила Кира Муратова. И даже если вы ничего не знаете про Диккенса и Андерсена, про Васнецова и коляды, про пастухов и Христа, - вы все поймете и все почувствуете, и долго-долго будет жить в вашей памяти простая мелодия для шарманки.
Фильм этот сделан не для смакования скверности, а для ее преодоления. Кира Муратова заболела и в Москву не приехала. Картину представляли исполнители эпизодических ролей Олег Табаков и Рената Литвинова. На мой вопрос, что они сами чувствуют после просмотра, они ответили так:
Олег Табаков: Как Саша Вампилов в 60-е годы диагностировал рак совести у советских людей, так Кира Муратова - в иное время, в государстве иной социально-экономической формации - предупреждает о душевной глухоте. О той мере людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной. Как уж там выберемся из этого, с нами более-менее ясно, - а вот как быть с детьми и внуками?
Рената Литвинова: В мегаполисе в принципе ты даже не можешь позвонить своей собственной маме. То, что люди живут в колодцах, а дети умирают с пакетами на головах… Людей не хватает даже взглянуть на это, даже одним взглядом. Если драка идет, они предпочитают закрыть окна. Да, это тотальное равнодушие. Я до сих пор не могу пройти мимо, когда кого-то бьют; я уже не говорю о том, что с детьми происходит. Мне, конечно, хочется кричать на всех углах: если ты счастлив, то надо это счастье разделять, в конце концов. Если у тебя есть деньги, чуть-чуть лишние, то надо делиться. А Кира не может вылечить это. Но у нее, как всегда, что называется, открытый финал. Это очень грустный фильм. Вы знаете, что один, второй, третий ребенок умирают, действительно, совсем рядом. Может быть, за соседними стенами.