Покончил с собой один из свидетелей по уголовному делу правозащитника Алексея Соколова

Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Денис Каменщиков.

Евгения Назарец: В екатеринбургском следственном изоляторе покончил с собой один из свидетелей по уголовному делу правозащитника Алексея Соколова. Алексей Соколов сам занимался защитой прав заключенных, и его задержание по обвинению в тяжком преступлении вызвало большой общественный резонанс. И теперь история получила продолжение - самоубийство свидетеля по делу Алексея Соколова. Расследование инцидента на личном контроле у прокурора Свердловской области.

Денис Каменщиков: Осужденный Евгений Литвинов чуть больше месяца назад написал явку с повинной, в которой рассказал, как в мае 2004 года совершил разбойное нападение на предприятие "Уралтермосвар" в городе Богданович Свердловской области. А в качестве одного из подельников указал руководителя екатеринбургской общественной организации "Правовая основа" Алексея Соколова. Правозащитника арестовали. Оказавшись в следственном изоляторе, Соколов объявил голодовку. Заявил, что опасается за свою жизнь, и потребовал перевода в одиночную камеру. В дело вмешался начальник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Александр Ладик.

Александр Ладик: Он сейчас содержится по его просьбе в одиночной камере общей площадью 8 квадратных метров. Я просто этим хочу подчеркнуть, что уголовно-исполнительная система не ставит перед собой задачу какого-то человеческого унижения, не ставит перед собой задачу какой-то, ну, мести что ли служебной.

Денис Каменщиков: Оказавшись в одиночной камере, Соколов голодовку прекратил. Кассационную жалобу об изменении ему меры пресечения суд отклонил. А в Екатеринбург тем временем был доставлен заключенный Евгений Литвинов. Его нашли повешенным 12 июня. По данным пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области следов насильственной смерти и предсмертной записки обнаружено не было. Цитирую руководителя пресс-службы Елену Тищенко: "Суицид был, но связано ли это с делом Алексея Соколова? Такой информации у меня нет". Супруга Алексея Соколова Гуля уверена, что Евгений Литвинов покончил с собой, не захотев давать нужных следствию показаний. Это, по ее словам, лишнее подтверждение тому, что дело сфабриковано. Гуля вспоминает, как пыталась отговорить мужа от правозащитной деятельности.

Жена Алексея Соколова: Ну, Алексей говорил мне так, что обратной дороги нет. То есть "если я это начал, значит, я это начал". Он, понимаете, борец за справедливость и за права человека. Потому что ни для кого не секрет, да, сейчас, что он был судим, и теперь он хотел просто помочь всем тем, кто может оказаться в такой ситуации. Он пытался помогать, он помогал.

Денис Каменщиков:
Дело Алексея Соколова с самого начала на контроле у Уполномоченного по правам человека Свердловской области Татьяны Мерзляковой. Она даже носила ему в СИЗО пирожки, когда Соколов объявлял голодовку. После самоубийства заключенного Евгения Литвинова Мерзлякова встретилась с прокурором Свердловской области Юрием Пономаревым.

Татьяна Мерзлякова: В любом случае вина ГУФСИНа здесь неоспорима. В любом случае. Это не просто чрезвычайное происшествие, это страшное происшествие. И поэтому, вне сомнений, будет следствие, вне сомнений, кто-то понесет наказание. И то, что прокурор очень серьезно лично держит сейчас трагедию под своим личным контролем, это то, что мне сегодня известно. Имеет ли это прямое или не прямое отношение к Соколову - я бы не стала каких-то делать выводов.

Денис Каменщиков: По неофициальной информации, Евгений Литвинов мог быть неизлечимо болен, и именно это стало причиной самоубийства. Расследование инцидента продолжается.